чему учит рассказ стенька разин

Анализ произведения Стенька Разин Шукшина

На самом деле не многие могут говорить о себе «я талантливый» или искренне сказать «люди меня любят». Такое считается не скромным и не совсем приличным. Поэтому люди стремятся поддерживать внешнее приличие и хотя бы казаться достойными людьми.

Тем не менее, не является ли подобное разновидностью лицемерия, ведь нередко такой человек на самом деле только хочет казаться приличным. Зачастую гораздо более честным и достойным выглядит такой человек как Васека – главный герой рассказа Шукшина Стенька Разин.

Васека – простой парень, себе на уме, но он открыто заявляет о собственной талантливости, а другие люди над ним посмеиваются. Только ради чего? Они считают его хвастливым или просто болтуном, но ведь в действительности он не является болтуном, он действительно талантлив, талантливее многих и создает невероятные произведения искусства.

Многие и не подозревают о таланте Васеки и он не выставляет свои творения. Только кузнецу приносит посмотреть смолокура и кузнец в какой-то степени восхищается этой работой, а кузнец знает ценность настоящего труда, труда в котором есть душа и старание. Именно для этого дается эпизод с подковой.

Для Васеки его искусство является делом в какой-то степени тайным, делом души. Он, вероятно, познал некий секрет или просто достиг высокого уровня мастерства. При этом, нужно понять – кто достиг совершенства в чем-то, тот легко понимает и остальные дела.

Кстати, также главный герой говорит и про людей. Они простые, он знает людей. Утверждение после которого тоже многие засмеются, но когда читаешь рассказ, создается намерение поверить именно Васеке, который, вероятно, действительно знает людей.

В итоге перед нами честный и искренний парень, который в действительности во многом талантливее множества людей, но на деле люди по большей части смеются над ним и считают чем-то другим, феноменом из немного другого и странного мира. К примеру, все привыкли выбрать работу и продолжать работать там годами, Васека в свою очередь делает собственный свободный выбор, он выбирает работу по душе и стремится отыскать нечто действительно стоящее. При этом ночами он занимается своим подлинным делом, он тратит собственный талант для того чтобы создавать, по сути, чистое искусство.

Вероятно, Шукшин хотел предложить такой типаж героя, который выделяется из ряда внешних условностей и позволяет увидеть несостоятельность этих условностей. Иногда, если ты талантлив, вполне возможно признать этот факт, если ты действительно любишь и знаешь людей больше чем они тебя, вполне легко говорить: люди меня любят, в этом отсутствует нескромность, в этом просто искренность.

Источник

«Стенька Разин», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Этот ранний рассказ, опубликованный в 1962 г., открывает галерею портретов и образов Степана Разина в творчестве Шукшина и по сути является декларацией его главного замысла – романа «Я пришёл дать вам волю», завершённого в 1969 г. Используя классификацию самого Шукшина, этот рассказ точно можно отнести к «рассказам-характерам», но в нём писателя интересует не столько сам образ Разина, сколько автобиографический образ художника из народа, которому судьба и характер Стеньки не дают покоя.

Герои рассказа

В рассказе три основных героя (не считая «угадываемого» образа Стеньки Разина): «кукольник» Васёка, бывший учитель Вадим Захарович и старый кузнец. Тут редкий для Шукшина случай: все трое принадлежат к его любимому типу людей неравнодушных и талантливых.

Сюжет и композиция

Васёка не может удержаться ни на какой работе, и когда, бросив очередную, с независимым видом шагает по селу, народ вслед ему вздыхает: «Куклы пошёл делать».

Когда через две недели очередной своей работы – в кузнице – Васёка заявляет старому кузнецу: «Всё. Пошёл», – тот с искренним непониманием спрашивает: «Почему?» Васёка не может делать работу без души. Но, когда он осознаёт, что даже подкову сделать непросто, что надо понимать, чувствовать железо, то остаётся.

Но кузнец продолжает его бранить – теперь уже за то, что Васёка называет себя талантливым. «А где твоя работа сделанная?» Васёка приносит в кузницу куклу, но кузнец задаёт ему о куклах тот самый вопрос, какой пушкинская чернь задавала Поэту о его стихах: «Какая польза нам от них?» Васёка «нервничал», но на этот раз не сробел: «Скоро Стеньку сделаю… поглядишь».

Так ровно на середине рассказа повествование приближается именно к тому, что вынесено в заглавие, т.е. по определению к самому важному: интрига завязалась, и действие в его развитии приближается к кульминации. И это – обещание самого Шукшина самому себе и другу-читателю. «Сделать Стеньку» – и его заветная мечта, чаемый ответ на вопрос и о смысле, и о назначении искусства.

Васёка называет себя самоучкой. Это правда, если говорить о ремесле куклореза. И это неправда: знать и любить русскую историю Васёку научил Вадим Захарович, а добиваться единственно верного и точного результата в работе – кузнец.

В ту ночь, когда Васёка «делал» Стеньку, Захарыч остался у него ночевать – боялся пропустить рождение шедевра (неоконченную работу мастер ему не показывал). И вот Васёка будит его: сделал! Кукольная группа, выставленная на простом верстаке, изображала пленение Стеньки Разина. Это – кульминация и развязка: сделал Стеньку! Увидев кукол, «Захарыч сел на лавку и заплакал горько и тихо. – Как они его… а! За что же они его?! За что. Гады они такие, гады!»

Проблематика

Всю жизнь Шукшин мечтал снять фильм про Стеньку. Но куклы-актёры не зажили живою жизнью на экране под жёстким резцом режиссёра-кукловода: он умер, не успев даже приступить к съёмке.

Из рассказа «Стенька Разин» мы знаем, что ключевая для автора сцена – предательство: как Стеньку схватили, чтоб выдать царю, свои же, казаки. В рассказе описание пленения Стеньки очень похоже на описание в романе. Так в рассказе: «. Но чем-то ударили по голове тяжёлым. Рухнул на колени грозный атаман. Глумились. Топтали могучее тело. Распинали совесть свою. Били по глазам».

Захарыч рыдает, Васёка тоже плачет, потому что они чувствуют, как из Стеньки вышибают дух.

Стенькой увлёк Васёку именно Захарыч, который тосковал без работы, поэтому приходил каждый вечер к Васёке, чтобы рассказывать русскую историю. Васёка старика уважал. А вот в школе, видимо, не уважали – иначе с чего б ему, одинокому, без работы тосковать? В сельских школах учителя всегда востребованы и на пенсию не уходят, если сами не хотят. Уволили за пьянство? Не складывается: «Последнее время начал попивать», т.е. явно уже на пенсии начал, от безделья, отчаянья и одиночества. У Шукшина всё сказано недвусмысленно, надо только внимательно читать. Чем-то иным Вадим Захарович вызвал недоверие советской школы, хотя и подход его (судя по ненависти к боярам и сочувствию к восставшей бедноте) совершенно «классовый».

Не понимали ведь и Шукшина: на что ему дался этот Стенька, мало ли тем для творчества? Но в подлинном творчестве, по словам Пастернака, «кончается искусство и дышат почва и судьба», а «почва и судьба» Шукшина в русской истории, видимо, именно таковы.

Стилистические особенности

Основной повествовательный приём в этом рассказе – опережающий сигнал. Суть его в следующем: ключевое слово-сигнал даётся в таком контексте, где смысл его пока непонятен, и это заставляет слушателя задаваться вопросом. Например, люди говорят о Васёке: «Куклы пошёл делать», и читатель поневоле спросит: «Какие куклы?» Или другой пример. На недоумение кузнеца, почему Васёка не показывает людям своей работы, тот отвечает: «Они не понимают. Один Захарыч понимает» – и у читателя не может не возникнуть вопрос: «Кто такой Захарыч?» А, как известно, смыслы – это ответы на вопросы: если у слушателя вопроса к рассказчику нет, то и рассказ вряд ли будет услышан.

Источник

Анализ произведения Стенька Разин Шукшина

На самом деле не многие могут говорить о себе «я талантливый» или искренне сказать «люди меня любят». Такое считается не скромным и не совсем приличным. Поэтому люди стремятся поддерживать внешнее приличие и хотя бы казаться достойными людьми.

Тем не менее, не является ли подобное разновидностью лицемерия, ведь нередко такой человек на самом деле только хочет казаться приличным. Зачастую гораздо более честным и достойным выглядит такой человек как Васека – главный герой рассказа Шукшина Стенька Разин.

Васека – простой парень, себе на уме, но он открыто заявляет о собственной талантливости, а другие люди над ним посмеиваются. Только ради чего? Они считают его хвастливым или просто болтуном, но ведь в действительности он не является болтуном, он действительно талантлив, талантливее многих и создает невероятные произведения искусства.

Многие и не подозревают о таланте Васеки и он не выставляет свои творения. Только кузнецу приносит посмотреть смолокура и кузнец в какой-то степени восхищается этой работой, а кузнец знает ценность настоящего труда, труда в котором есть душа и старание. Именно для этого дается эпизод с подковой.

Для Васеки его искусство является делом в какой-то степени тайным, делом души. Он, вероятно, познал некий секрет или просто достиг высокого уровня мастерства. При этом, нужно понять – кто достиг совершенства в чем-то, тот легко понимает и остальные дела.

Кстати, также главный герой говорит и про людей. Они простые, он знает людей. Утверждение после которого тоже многие засмеются, но когда читаешь рассказ, создается намерение поверить именно Васеке, который, вероятно, действительно знает людей.

В итоге перед нами честный и искренний парень, который в действительности во многом талантливее множества людей, но на деле люди по большей части смеются над ним и считают чем-то другим, феноменом из немного другого и странного мира. К примеру, все привыкли выбрать работу и продолжать работать там годами, Васека в свою очередь делает собственный свободный выбор, он выбирает работу по душе и стремится отыскать нечто действительно стоящее. При этом ночами он занимается своим подлинным делом, он тратит собственный талант для того чтобы создавать, по сути, чистое искусство.

Вероятно, Шукшин хотел предложить такой типаж героя, который выделяется из ряда внешних условностей и позволяет увидеть несостоятельность этих условностей. Иногда, если ты талантлив, вполне возможно признать этот факт, если ты действительно любишь и знаешь людей больше чем они тебя, вполне легко говорить: люди меня любят, в этом отсутствует нескромность, в этом просто искренность.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Стенька Разин

Популярные сегодня темы

Факты из жизни Ф.М.Достоевского, несомненно, нашли отражение в его творчестве. Несмотря на все сложности в жизни, ФМ. Достоевский всегда чтил литературу и был верен ей. Постоянно находясь на грани, Ф.М.Достоевский всегда находил руку помощи.

Здравствуй, Радион. А живу я сейчас аж в 21 веке. В своем письме у меня есть желание, это поделиться с тобой наболевшем, о том, что думаю по поводу что их убеждений и выражений, твоей теории и мыслях.

Джульетта Капулетти – одна из главных персонажей пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Джульетта – добрая, милая девушка тринадцати лет. С детства ее воспитывала кормилица. Она очень любит родителей и во всем их слушается.

Настоящее имя героя произведения Евграф Иванов. В его образе Тургенев показал человека, живущего никчемной жизнью.

Все времена года великолепны! Особенно красива весна. Это время, когда оживает природа, земля и весь мир! Весна нам дарит свою неповторимую красоту, вольные мечты и счастье! С её приходом хочется жить, любить и делать людям добро!

Источник

“Стенька Разин”, анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Этот ранний рассказ, опубликованный в 1962 г., открывает галерею портретов и образов Степана Разина в творчестве Шукшина и по сути является декларацией его главного замысла – романа “Я пришел дать вам волю”, завершенного в 1969 г. Используя классификацию самого Шукшина, этот рассказ точно можно отнести к “рассказам-характерам”, но в нем писателя интересует не столько сам образ Разина, сколько автобиографический образ художника из народа, которому судьба и характер Стеньки не дают покоя.

Герои рассказа
Сюжет и композиция

Васека не может удержаться ни на какой работе, и когда, бросив очередную, с независимым видом шагает по селу, народ вслед ему вздыхает: “Куклы пошел делать”.

Когда через две недели очередной своей работы – в кузнице – Васека заявляет старому кузнецу: “Все. Пошел”, – тот с искренним непониманием

Но кузнец продолжает его бранить – теперь уже за то, что Васека называет себя талантливым. “А где твоя работа сделанная?” Васека приносит в кузницу куклу, но кузнец задает ему о куклах тот самый вопрос, какой пушкинская чернь задавала Поэту о его стихах: “Какая польза нам от них?” Васека “нервничал”, но на этот раз не сробел: “Скоро Стеньку сделаю… поглядишь”.

Так ровно на середине рассказа повествование приближается именно к тому, что вынесено в заглавие, т. е. по определению к самому важному: интрига завязалась, и действие в его развитии приближается к кульминации. И это – обещание самого Шукшина самому себе и другу-читателю. “Сделать Стеньку” – и его заветная мечта, чаемый ответ на вопрос и о смысле, и о назначении искусства.

Васека называет себя самоучкой. Это правда, если говорить о ремесле куклореза. И это неправда: знать и любить русскую историю Васеку научил Вадим Захарович, а добиваться единственно верного и точного результата в работе – кузнец.

В ту ночь, когда Васека “делал” Стеньку, Захарыч остался у него ночевать – боялся пропустить рождение шедевра (неоконченную работу мастер ему не показывал). И вот Васека будит его: сделал! Кукольная группа, выставленная на простом верстаке, изображала пленение Стеньки Разина. Это – кульминация и развязка: Сделал Стеньку!

Увидев кукол, “Захарыч сел на лавку и заплакал горько и тихо. – Как они его… а! За что же они его?! За что. Гады они такие, гады!”

Проблематика

Всю жизнь Шукшин мечтал снять фильм про Стеньку. Но куклы-актеры не зажили живою жизнью на экране под жестким резцом режиссера-кукловода: он умер, не успев даже приступить к съемке.

Из рассказа “Стенька Разин” мы знаем, что ключевая для автора сцена – предательство: как Стеньку схватили, чтоб выдать царю, свои же, казаки. В рассказе описание пленения Стеньки очень похоже на описание в романе. Так в рассказе: “… Но чем-то ударили по голове тяжелым…

Рухнул на колени грозный атаман… Глумились. Топтали могучее тело. Распинали совесть свою.

Захарыч рыдает, Васека тоже плачет, потому что они чувствуют, как из Стеньки вышибают дух.

Стенькой увлек Васеку именно Захарыч, который тосковал без работы, поэтому приходил каждый вечер к Васеке, чтобы рассказывать русскую историю. Васека старика уважал. А вот в школе, видимо, не уважали – иначе с чего б ему, одинокому, без работы тосковать?

В сельских школах учителя всегда востребованы и на пенсию не уходят, если сами не хотят. Уволили за пьянство? Не складывается: ” Последнее время начал попивать”, т. е. явно уже на пенсии начал, от безделья, отчаянья и одиночества.

У Шукшина все сказано недвусмысленно, надо только внимательно читать. Чем-то иным Вадим Захарович вызвал недоверие советской школы, хотя и подход его (судя по ненависти к боярам и сочувствию к восставшей бедноте) совершенно “классовый”.

Не понимали ведь и Шукшина: на что ему дался этот Стенька, мало ли тем для творчества? Но в подлинном творчестве, по словам Пастернака, “кончается искусство и дышат почва и судьба”, а “почва и судьба” Шукшина в русской истории, видимо, именно таковы.

Стилистические особенности

Основной повествовательный прием в этом рассказе – опережающий сигнал. Суть его в следующем: ключевое слово-сигнал дается в таком контексте, где смысл его пока непонятен, и это заставляет слушателя задаваться вопросом. Например, люди говорят о Васеке: “Куклы пошел делать”, и читатель поневоле спросит: “Какие куклы?” Или другой пример.

На недоумение кузнеца, почему Васека не показывает людям своей работы, тот отвечает: “Они не понимают. Один Захарыч понимает” – и у читателя не может не возникнуть вопрос: “Кто такой Захарыч?” А, как известно, смыслы – это ответы на вопросы: если у слушателя вопроса к рассказчику нет, то и рассказ вряд ли будет услышан.

Источник

«Стенька Разин», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Этот ранний рассказ, опубликованный в 1962 г., открывает галерею портретов и образов Степана Разина в творчестве Шукшина и по сути является декларацией его главного замысла — романа «Я пришел дать вам волю», завершенного в 1969 г. Используя классификацию самого Шукшина, этот рассказ точно можно отнести к «рассказам-характерам», но в нем писателя интересует не столько сам образ Разина, сколько автобиографический образ художника из народа, которому судьба и характер Стеньки не дают покоя.

Герои рассказа
Сюжет и композиция

Васека не может удержаться ни на какой работе, и когда, бросив очередную, с независимым видом шагает по селу, народ вслед ему вздыхает: «Куклы пошел делать».

Когда через две недели очередной своей работы — в кузнице — Васека заявляет старому кузнецу: «Все. Пошел», — тот с искренним непониманием спрашивает: «Почему?» Васека не может делать работу без души. Но,

Но кузнец продолжает его бранить — теперь уже за то, что Васека называет себя талантливым. «А где твоя работа сделанная?» Васека приносит в кузницу куклу, но кузнец задает ему о куклах тот самый вопрос, какой пушкинская чернь задавала Поэту о его стихах: «Какая польза нам от них?» Васека «нервничал», но на этот раз не сробел: «Скоро Стеньку сделаю… поглядишь».

Так ровно на середине рассказа повествование приближается именно к тому, что вынесено в заглавие, т. е. по определению к самому важному: интрига завязалась, и действие в его развитии приближается к кульминации. И это — обещание самого Шукшина самому себе и другу-читателю. «Сделать Стеньку» — и его заветная мечта, чаемый ответ на вопрос и о смысле, и о назначении искусства.

Васека называет себя самоучкой. Это правда, если говорить о ремесле куклореза. И это неправда: знать и любить русскую историю Васеку научил Вадим Захарович, а добиваться единственно верного и точного результата в работе — кузнец.

За что. Гады они такие, гады!»

Проблематика

Всю жизнь Шукшин мечтал снять фильм про Стеньку. Но куклы-актеры не зажили живою жизнью на экране под жестким резцом режиссера-кукловода: он умер, не успев даже приступить к съемке.

Из рассказа «Стенька Разин» мы знаем, что ключевая для автора сцена — предательство: как Стеньку схватили, чтоб выдать царю, свои же, казаки. В рассказе описание пленения Стеньки очень похоже на описание в романе. Так в рассказе: «…

Но чем-то ударили по голове тяжелым… Рухнул на колени грозный атаман… Глумились. Топтали могучее тело. Распинали совесть свою.

Захарыч рыдает, Васека тоже плачет, потому что они чувствуют, как из Стеньки вышибают дух.

Стенькой увлек Васеку именно Захарыч, который тосковал без работы, поэтому приходил каждый вечер к Васеке, чтобы рассказывать русскую историю. Васека старика уважал. А вот в школе, видимо, не уважали — иначе с чего б ему, одинокому, без работы тосковать?

В сельских школах учителя всегда востребованы и на пенсию не уходят, если сами не хотят. Уволили за пьянство? Не складывается: » Последнее время начал попивать», т. е. явно уже на пенсии начал, от безделья, отчаянья и одиночества. У Шукшина все сказано недвусмысленно, надо только внимательно читать.

Чем-то иным Вадим Захарович вызвал недоверие советской школы, хотя и подход его совершенно «классовый».

Не понимали ведь и Шукшина: на что ему дался этот Стенька, мало ли тем для творчества? Но в подлинном творчестве, по словам Пастернака, «кончается искусство и дышат почва и судьба», а «почва и судьба» Шукшина в русской истории, видимо, именно таковы.

Стилистические особенности

Основной повествовательный прием в этом рассказе — опережающий сигнал. Суть его в следующем: ключевое слово-сигнал дается в таком контексте, где смысл его пока непонятен, и это заставляет слушателя задаваться вопросом. Например, люди говорят о Васеке: «Куклы пошел делать», и читатель поневоле спросит: «Какие куклы?» Или другой пример.

На недоумение кузнеца, почему Васека не показывает людям своей работы, тот отвечает: «Они не понимают. Один Захарыч понимает» — и у читателя не может не возникнуть вопрос: «Кто такой Захарыч?» А, как известно, смыслы — это ответы на вопросы: если у слушателя вопроса к рассказчику нет, то и рассказ вряд ли будет услышан.

Сейчас вы читаете: «Стенька Разин», анализ рассказа Шукшина

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector