чему учит рассказ степь чехова

Содержание

«Степь» читательский дневник

step chitatelskiy dnevnik 72437

«Степь» – история о девятилетнем мальчике, который покинул отчий дом и вместе с дядей отправился в город навстречу новой жизни.

Краткое содержание «Степь» для читательского дневника

Название: Степь

Число страниц: 144. Чехов Антон Павлович. «Степь». Издательство «ИЦ Москвоведение». 2012 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1888 год

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Егорушка – девятилетний мальчик, робкий, наблюдательный, которого оторвали от родного дома и отправили учиться в гимназию.

Иван Иваныч Кузьмичов – дядя Егорушки, зажиточный купец, дельный, прагматичный человек.

Христофор Сирийский – священнослужитель, добродушный, мудрый старичок.

Настасья Петровна Тоскунова – приятельница матери Егорушки, согласившаяся приютить у себя мальчика на время учебы.

Сюжет

Ранним июльским утром купец Иван Иваныч Кузьмичов и священник отец Христофор Сирийский отправились на бричке в дальний путь, продавать шерсть в городе. Вместе с ними поехал и малолетний племянник купца, Егорушка. Его мать попросила брата пристроить мальчика в гимназию.

Егорушке, не привыкшему к чужим людям и чужим местам, было очень грустно покидать отчий дом. Священник пытался приободрить мальчика, рассказывая о пользе обучения, однако его дядя был иного мнения: он считал, что племянника можно было бы пристроить на хлебное место и без образования.

По дороге Егорушка видел много новых и удивительных вещей, например, железную дорогу. Также мальчик знакомился с разными людьми, слушал их истории из жизни. Большое впечатление произвела на него семья евреев, красавица-графиня Дарницкая, счастливый молодой мужчина, женившийся по любви.

По прибытии в город и совершении сделки Кузьмичов отвёл племянника к Настасье Петровне Тоскуновой. Это была хорошая знакомая матери Егорушки, у которой мальчику придётся жить во время учёбы в гимназии. Женщина согласилась приютить у себя Егорушку, но без особой радости.

Иван Иваныч уехал домой, и мальчику показалось, что вместе с ним навсегда распрощалась его прежняя жизнь.

План пересказа

Главная мысль

Показать красоту и многообразие мира глазами ребенка.

Чему учит

Учит быть смелым, решительным, любознательным, быть открытым всему новому. Учит тому, что знания имеют большое значение для каждого человека.

Отзыв

Егорушке было очень тяжело расставаться с семьей, родными местами, но рано или поздно расставание всё равно бы произошло. Так мальчик, наблюдая по дороге за разными людьми и слушая их истории, приобрёл большой опыт. Он понял, что мир велик и от самого человека зависит, какой будет его судьба.

chitatelskiy dnevnik 72437 risunok illyustraciya k povesti step

Рисунок-иллюстрация к повести Степь.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, как священник Христофор рассказывал мальчику о том, как важно получить образование. Он жалел, что сам в своё время не выучился, хотя был от природы очень способным.

Источник

Анализ повести «Степь» (А.П. Чехов)

Антон Павлович Чехов — выдающийся писатель эпохи реализма. Все его произведения оставляют глубокий отпечаток в душе человека. В своём творчестве писатель выражает огромную любовь к людям и к жизни. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать знаменитое произведение Антона Чехова «Степь» по плану. Анализ поможет разобраться в идейно-тематическом многообразии текста.

История создания

В 1880-х годах А.П. Чехов переживает некий душевный и творческий кризис. В этот период его жизни происходит переоценка, переосмысление ценностей и ориентиров. Именно тогда Чехов и написал свою известную повесть «Степь». На работу ушло чуть больше месяца: с начала января (или конца декабря 1887 года) по 2 февраля 1888 года. Успех этого произведения принёс славу писателю. В 1888 году повесть была опубликована в престижном журнале «Северный вестник».

Замысел повести «Степь» пришел к автору в формате дружеского совета. П.Г. Короленко, приятель автора, хотел пригласить его пополнить ряды сотрудников журнала «Северный вестник». Сам редактор Н.К. Михайловский проявил инициативу и попросил Короленко оговорить с Чеховым перспективы сотрудничества. Пробным камнем на новом месте должна была стать «Степь».

В основу произведения были положены впечатления и наблюдения Чехова от поездки по Приазовью весной 1887 года. Эта поездка напомнила автору о ее детстве, проведенном в такой же местности. В дороге он писал Короленко:

«Для почина взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи. Тема хорошая, пишется весело, но, к несчастью, от непривычки писать длинно, от страха написать лишнее я впадаю в крайность: каждая страница выходит компактной, как маленький рассказ, картины громоздятся, теснятся и, заслоняя друг друга, губят общее впечатление. В результате получается не картина, в которой все частности, как звёзды на небе, слились в одно общее, а конспект, сухой перечень впечатлений»

Чехов хотел познакомить читателей с простыми русскими людьми, описывая поездку Егора с дядей и отцом Христофором. В то же время в пустячных дорожных разговорах прослеживается глубокая идея о поиске своего места в мире, своего предназначения.

Жанр, направление

Повесть “Степь» написала в реалистическом духе, как и другие произведения Чехова. По жанру данное произведение относится к лирической повести. Автор использует пейзажные зарисовки, чтобы нагляднее продемонстрировать внутренние состояние героев и их отношение к миру.

Сам Антон Павлович Чехов говорил, что все части повести существуют отдельно и имеют самостоятельную смысловую нагрузку, и лишь образ Егорушки объединяет все фрагменты по смыслу.

В произведении преобладают трагические мотивы. Егорушка, покидая дом, «чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать». Минорный тон присущ всему повествованию. Этим писатель хотел подчеркнуть неразрешимость конфликта между человеком и миром.

Смысл названия

Чехов назвал свою повесть «Степь» неспроста. Ведь именно через образ степи автор хотел донести до читателя своё мировоззрение на различные аспекты: на Родину, на природу, на жизнь, на людей. Образ степи олицетворяет, с одной стороны, суровую действительность, с которой не могут люди найти контакт. А с другой стороны, степь символизирует надежду на лучшую жизнь, некую перспективу и бескрайность мира, где каждый человек обязательно найдет для себя место.

Почему же Чехов назвал повесть «Степь»? В произведении преобладают описания степной природы, место действия объединяет всех героев и показывает их истинную сущность. В голой и пустой степи особенно очевидными и рельефными становятся характеры людей. Негде спрятаться, некуда деться посреди бескрайнего поля. Именно уникальность природного ландшафта вдохновила Чехова на создание произведения, поэтому в названии он отдает должное своей музе — степи.

Композиция

Композиция повести “Степь» довольно проста. Само произведение состоит из семи частей. Каждая часть имеет смысловую законченность. Особенно интересна композиция 4 главы повести. Здесь текст автор разбил на три смысловые группы.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон может дополнить характеристику главных героев повести «Степь», если в этом есть необходимость у читателя. Напишите о ней в комментариях, пожалуйста.

Егорушка мальчик 9 лет, послан матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию. Вместе с дядей и отцом Христофором путешествует по степи. В пути Егор знакомится со многими людьми, представителями разных сословий, а также познает жизнь, все её прелести и невзгоды. К природе степи герой относится положительно и отрицательно одновременно. Безусловно, степь прекрасна и огромна. В ней обитает множество живых существ. Но и в то же время, степь связана с эмоциями и переживаниями Егорушки. Он чувствует себя потерянным в этом огромном мире.
Вася Бывший рабочий спичечной фабрики; обладает острым зрением; имеет распухший красный подбородок. Вася видит этот мир по-своему, будто у него особый слух и зрение. Для него главным достоинством степи является её “звучание”: пение птиц, перезвоны, жужжание насекомых. Он трепетно относится в природе.
Варламов Богатый купец, путешествует по делам. Варламову окружающий пейзаж не приносит радости. Он озабочен своими делами, и путешествует ради выгоды.
Иван Кузьмичов По характеру с Варламовым схож дядя Егорушки, Иван Кузьмичов. Он тоже купец. Это однообразные и ко всему равнодушный человек. Он всегда серьёзен и думает только о прибыли. «Фанатик своего дела, Кузьмичов всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, когда пели «Иже херувимы», думал о своих делах, ни на минуту не мог забыть о них, и теперь, вероятно, ему снились тюки с шерстью, подводы, цены, Варламов…»
Отец Христофор Благодушный, мягкий, смешливый и легкомысленный человек, который поддерживает Егорушку на протяжении всего пути. Умный и даровитый человек, который с детства много учился, но пожертвовал карьерой ученого, чтобы остаться рядом с родителями. «Отец же Христофор не переставал удивленно глядеть на мир божий и улыбаться. Молча, он думал о чем-то хорошем и веселом, и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице. Казалось, что и хорошая, веселая мысль застыла в его мозгу от жары…»
Пантелей Старообрядец, он ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки, рассказывает страшные придуманные и непридуманные истории. Приспособленным к условиям современной жизни оказывается Пантелей. Он рассказывает о своих взглядах Егорушке. По его мнению, счастлив тот, у кого есть три ума: от матери, от учения, а также от хорошей жизни. Он считает, что на планете нет полноценно счастливых людей, так как последний ум найти трудно.
Образ степи Несомненно, образ степи является главным в произведении. Автор отвёл достаточно большое значение описанию данной местности. Ведь здесь путешествуют герои. В образе степи Антон Павлович воплотил окружающую действительность, суровую реальность, с которой люди вступают в конфликт. Однако, степь автор описал в тёплых и светлых тонах. Этим он объяснил, что в общем окружающий мир благосклонен к человеку, но он живёт по своим правилам, которые не могут понять герои. Таково поэтичное описание степи: «Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… »
Образ ветра Образ ветра не менее важен в повести. Это некая разрушающая и пугающая стихия становится символом вселенского хаоса. Данный образ олицетворяет неизвестность, с которой сталкиваются герои.
Образ тополя Образ тополя олицетворяет одиночество и трагизм, на которые обречены персонажи.
Образ мельницы А вот образ мельницы символизирует темп времени, его необратимость в степном пространстве.

Из главных героев неравнодушным к окружающему миру являются: Емельян, Дымов и Пантелей. Каждый из них ощущает единение с природой по-своему. Несомненно, самая трагическая судьба у Емельяна. Бывший певчий, лишённый болезнью голоса, обречён на вечные страдания

Антон Павлович Чехов затрагивает множество тем в произведении, но все они тесно связаны между собой, и одна дополняет другую.. Тематика повести «Степь» представлена ниже. Если Вы нуждаетесь в ее дополнении, напишите об этом в комментариях, пожалуйста:

Проблемы

Проблематика повести «Степь» многогранна (если какой-то проблемы не хватает, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон добавит). Автор продемонстрировал множество важных вопросов. Как найти человеку своё предназначение? Как наладить контакт с окружающим миром и людьми? Учиться высоким наукам или же найти призвание в практичных и деловых сферах? Как сберечь природу, не отказываясь от прогресса? Кто прав, а кто виноват? Как приспособиться к законам огромного мира? Над всеми этими проблемами Чехов размышляет вместе с читателями.

Основная идея

Главная мысль произведения «Степь» состоит а том, что человек должен чувствовать своё родство с природой. Однако многие не ощущают красоты мироздания. Чехов показывает, что такой разлад может привести к необратимым плачевным последствиям. Писатель приходит к выводу, что человек должен жить не ради меркантильной и узкой цели, а наслаждаться каждым прожитым мгновением. По мнению Чехова, каждый должен стать счастливым.

Сам автор выразил смысл повести «Степь» так:

«повестушка раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются пока еще нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику».

Чему учит?

Произведение «Степь» учит читателя любознательности и любви к природе. Важно уметь наслаждаться красотой и простором нашего мира, находить время для единения с ним. Мы должны беречь наше природное богатство и уметь умерить наше стремление к наживе за счет окружающего мира.

Егорушка и Князев пытаются познать сущность природы вместе с автором. Чехов дает понять, что осознать суть окружающего мира возможно лишь при наличии движения, активности и мысли. Человек не должен останавливаться в своем развитии и зацикливаться лишь на материальных нуждах, иначе он себя ограбит. Повесть «Степь» заставляет задуматься о том, что жизнь — это та же неизвестная степь. Нужно просто присмотреться к ней и постичь ее красоту.

Художественные особенности

Произведение Чехова “Степь» наполнено различными тропами.

Критика

Чехов не только изображает все достоинства и недостатки степного пейзажа, но и выражает в своеобразной художественной манере свои мысли и переживания о Родине, о счастье и жизни в целом.

Русский публицист, социолог и литературовед Николай Михайловский не нашёл глубокого идейного смысла в произведении:

«Читая, я точно видел силача, который идет по дороге, сам не зная, куда и зачем»,— рассказал он в письме к Чехову.

Этой же точки зрения придерживается литературовед Евгений Головин.

В противопоставление этим мнениям можно привести в качестве примера высказывание критика П. Сурожского:

«Чехова можно назвать певцом степи. С удивительной силой, проникновением и нежностью рисует он степь в самые разнообразные моменты — весной, летом, осенью, в жаркие дни, в лунные ночи, в грозу, и в затишье, любовно отмечая каждый штрих, каждую черточку…».

В письме родственникам сам Чехов вспоминал о такой реакции первых читателей:
«Первым прочёл Суворин и забыл выпить чашку чаю. При мне Анна Ивановна меняла её три раза. Увлёкся старичина. Петерсен ходит на голове от восторга».

Д. Мирский считал «Степь» центральным произведением второго периода чеховского творчества, когда вместо крохотных рассказов он стал писать длинные повести для «толстых» журналов. Он писал: В ней нет замечательной архитектуры ранних рассказов — это лирическая поэма, но поэма, сделанная из материала банальной, скучной и сумеречной жизни. Длинное, монотонное, бессобытийное путешествие мальчика по бесконечной степи от родной деревни до далёкого города растягивается на сто страниц, превращаясь в тоскливую, мелодичную и скучную колыбельную.

Таким образом, критики и литературоведы неоднозначно высказались по поводу произведения А.П. Чехова «Степь».

Источник

Анализ повести «Степь» (А. П. Чехов)

Автор: Guru · 10.07.2018

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.

История создания

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

Описание степи

Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

Образы и символы

Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

Проблематика

Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

Смысл

Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

Источник

Анализ книги «Степь» Чехова для читательского дневника

Про Антона Павловича Чехова справедливо говорят, что в своих произведениях он рисовал жизнь такой, как она есть. Сквозь все его творчество проходит тема любви к жизни, при этом он не навязывает собственные нравственные правила, не поучает читателя, но рассказывает честно и искренне о людях, их переживаниях. Наглядно увидеть это позволяет разбор произведения Чехова «Степь» для читательского дневника.

lazy placeholder

История создания

До середины 80-х Антон Павлович трудился в журнале «Осколки». После этого он перешёл в издание «Новое время», которым руководил А. С. Суворин. В этот период молодой автор создал лучшие из своих ранних произведений. Впоследствии они были включены в сборник «В сумерках», за который в 1888 году Чехову была присуждена Пушкинская премия. В это время писатель уже окончил работу над повестью «Степь». В начале 1888 года произведение было опубликовано в издании «Северный вестник».

lazy placeholder

Реакция публики была положительной, ведь Чехов затронул темы, близкие простому русскому народу. В повести говорится о том, как Егорушка вместе с отцом Христофором и дядей ехал в город.

Проводя анализ «Степи» Чехова, нетрудно заметить, что произведение в некоторой степени автобиографическое. В его основе — впечатления автора от поездки по Приазовью. Критики считают, что главное достоинство повести заключается в её «народности». Ознакомившись с биографией автора, несложно понять, что в этом творении он осуществил свою детскую мечту. Будучи девятилетним мальчиком, он хотел посмотреть мир во всей его красе. Став взрослым, писатель много путешествовал, а несмышлёным ребёнком, которому он показал родные края, стал Егорушка из повести «Степь».

В гостях у Тоскуновой

Дом близкой приятельницы матери мальчика, Тоскуновой Настасьи Петровны, выступает его следующим пристанищем на время учебы в гимназии. Женщина живет там со своей внучкой. Интерьер квартиры достаточно прост, радует глаз множество свежих цветов, и повсюду видны образа. Кузьмичев Иван Иванович справился со всеми возложенными на него делами. Документы в гимназию поданы, скоро начнутся экзамены на поступление, и для совсем еще юного Егорушки также начнется новая, не знакомая для него дорога в неизведанный мир. Каждый из взрослых, Кузьмичев и о. Христофор, выделили своему подопечному гривенник и оставили его впредь на попечительство Тоскуновой. Мальчик как будто предчувствует то, что встреча с этими людьми в его жизни не повторится. Он не может понять причину своей грусти: все, что пришлось пережить в дни его детства, теперь останется в далеком прошлом.

lazy placeholder
Смотреть галерею

Для него теперь открывается дверь в совершенно другой, не знакомый ему мир. Каким он будет, никому не известно. Мальчик сильно расплакался, сидя на лавочке, таким образом словно «встречая» все то новое, что ждет его впереди.

Резюмируя статью «»Степь» Чехова: краткое содержание повести», хочется отметить, что каждый, кто уважает творчество автора, должен прочесть данную повесть в оригинале. Не зря все-таки современники автора высоко оценили сие произведение. Действительно, «Степь» Чехова в кратком изложении никоим образом не передает все те ощущения, которые получает читатель при погружении в оригинальный вариант повести.

Направление и жанр

Жанровую принадлежность произведения «Степь» Антон Павлович Чехов определил как повесть. Причём она не простая, а лирическая, написанная по канонам реализма. Это творение А. П. Чехова нередко называют образцом поэзии в прозе. Художественное произведение объединяет в себе множество микросюжетов, которые условно можно разделить на несколько видов:

lazy placeholder

Большая часть книги посвящена природе. Чехов говорил, что каждая часть задумана как законченная по смыслу. Главный персонаж — Егорушка. Он выступает в качестве объединяющего звена, связывающего «кусочки» повествования в единое целое.

Несколько интересных сочинений

Гагин является одним из главных персонажей повести « Ася». Первое знакомство с ним происходит на одним из праздников в небольшом немецком городе. Господин Н.Н., главный герой, симпатизирует Гагину.

Главные герои новеллы – молодая замужняя пара: женщина, по имени Делла, и её муж Джеймс Диллингем Юнг, или, как называет его жена, Джим. Молодые супруги живут достаточно бедно

Я рассматриваю репродукцию картины «Полевая рябинка». Аркадий Рылов создал её в 1922 году. Живописец сумел запечатлеть настоящую пышность и яркость красок отечественной природы.

Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.

Я считаю, что жить без людей, отрешенно — невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая

Краткое содержание

Рано утром из уездного города выезжает старенькая бричка, в которой сидят отец Христофор, купец Кузьмичёв и его племянник Егорушка. Взрослые едут продавать шерсть, а мальчика они взяли с собой, чтобы тот поступил в гимназию. Егору не хочется покидать малую родину, поездка для него — печальное событие, но священник утешает, говоря о важности учения. Иван Иванович Кузьмичёв, напротив, считает, что мальчику не обязательно учиться, лучше бы пристроить его к какому-нибудь делу. Когда Егорушка начал реветь, дядя сразу сказал, что лучше бы он вернулся, а не ехал «киселя хлебать».

По пути путешественники заезжают на постоялый двор. Кроме хозяина-еврея, там живёт его брат. Владелец заведения старается всячески угодить гостям, считая их важными господами. Его брат Соломон — приживальщик, который сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство. Гости чаёвничают, затем едут дальше. Догнав другой обоз, они оставляют мальчика на попечение чужих людей, а сами отправляются по своим делам.

lazy placeholder

Основная часть

Егорушка начинает понимать, что в мире много разных людей. Постепенно он знакомится с интересными персонажами. Герои повести, с которыми ему довелось встретиться:

lazy placeholder

Как следует из повести, все персонажи оказались в обозе в поисках лучшей доли. Когда наступила ночь, путешественники остановились и разожгли костёр. Пантелей начал рассказывать интересные истории, происходившие с ним в то время, когда он служил кучером. Вместе с хозяевами он останавливался на постоялых дворах, где происходили разные приключения. Слушатели понимают, что в рассказах больше выдумки, чем правды, однако делиться реальными подробностями своей жизни Пантелей не желает.

В течение своего первого в жизни путешествия мальчик узнаёт, что люди могут обладать удивительными способностями. Например, Вася умеет есть рыбу живьём, а ещё он способен видеть животных на большом расстоянии и различает, что они делают, когда поблизости нет людей. Дымов — мужик, обладающий недюжинной силой. Он не знает, куда деть энергию, поэтому мучается сам и обижает других. Для Егорушки эти люди чужие, он побаивается всех, кроме Пантелея.

Когда бричка проезжает мимо холмов, можно видеть, как тут и там мелькнёт маленькая или большая фигура. Недалеко виднеется сжатая рожь, а из-за холмов выглядывают кусты. В полутьме силуэты кажутся таинственными разбойниками. В эти минуты мозг Егорушки удерживает эти сказочные образы, цепляется за них, хотя мальчику хочется думать о Варламове.

Ребёнку невыносимо видеть приближение всё новых пейзажей. Он наблюдает, как кончается одна картина и начинается другая. Когда бричка проезжает мимо острога, Егорушка взглянул на часовых и вспомнил, как на прошлой неделе они с матерью ходили в острожную церковь.

Кульминация и развязка

На протяжении повести Чехова «Степь» несколько раз упоминается Варламов — богатый помещик, известный на всю округу. Именно в составе его обоза ехали Егорушка, Пантелей и другие мужики. Приехав в город, мальчик и его спутники наконец увидели купца. Он показался ребёнку значительным и важным, таким же, каким выглядел Кузьмичёв на фоне Моисея Моисеича.

В дороге мальчик сильно заболел, и в городе отец Христофор начал заниматься его лечением. Иван Иванович Кузьмичёв из-за этого сердился, и к его недовольству добавлялось сожаление о шерсти, проданной ещё дома слишком дёшево. Однако в городе они сбыли товар с выгодой, и теперь Кузьмичёв думал только о деньгах. Деловая хватка и практичность отличают его от о. Христофора, в котором сочетается несколько качеств:

lazy placeholder

В городе Егорушку оставляют у Настасьи Петровны Тоскуновой. Это пожилая подруга матери мальчика. Она живёт на съёмной квартире, где много цветов и икон, а собственный дом женщина «отписала» зятю. Кузьмичёв договаривается с Настасьей Петровной о том, что будет платить за содержание Егорушки по 10 рублей в месяц.

Подарив мальчику по 10 копеек, о. Христофор и дядя мальчика уезжают. Егорушка в изнеможении садится на скамейку, и слёзы застилают его глаза. Он чувствует, что больше не увидится с отцом Христофором. Повесть «Степь» заканчивается размышлениями Егора о будущей жизни.

Знакомство Егорушки с новыми людьми

После Кузьмичев и отец Христофор отправляются в путь, решив оставить Егорушку с другими обозчиками в надежде догнать их позже.

В пути Егорушка знакомится с разными людьми, у него складывается о них свое особое впечатление. Со стариком Пантелеем, у которого часто болят ноги, он имеет привычку пить воду из лампадки; Емельяном, относительно спокойным человеком; молодым парнем по фамилии Дымов, отец часто посылает его с обозом, чтобы тот не был уж слишком избалован; Васей, некогда имевшим прекрасный голос, к сожалению, из-за болезни связок так, как раньше, петь он больше не мог; Кирюхой – молодым человеком, не имеющим практически никаких особенностей. Всех этих людей объединяет одно – они когда-то жили намного лучше, боязнь бедности принудила их идти работать в обоз.

Характеристика главных героев

Чехов детально прописал портреты персонажей, поэтому каждый из них предстаёт особенным. Одни герои близки к природе, в характере других преобладает деловая хватка, а третьи кажутся чудаками, о которых обычно говорят, что они «не от мира сего». Главные персонажи и их характеристики:

lazy placeholder

Вариант 2

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это произведение, рассказывающее о храбрых воинах, борющихся за свободу своей Родины. Повесть сочетает черты прозы и лирики. Образы главных героев, трех казаков, их душевное состояние раскрываются при помощи пейзажного описания степи, которая является не только фоном происходящих событий, но и становится отельным самостоятельным персонажем произведения.

Творческое формирование Гоголя как писателя происходило под влиянием романтических идей в литературе первой половины 19 века. Лирическое описание пейзажа было средством для выражения духовных исканий и переживаний героев. Состояние природы тесно переплеталось с внутренним миром человека.

Описание степи в повести появляется в первый раз во второй главе произведения. Три казака отправляются на Сечь. Каждый герой погружен в свои мысли. Тарас Бульба думает о прошлом, о молодости, которая покинула его. Он вспоминает товарищей, с которыми не раз бокобок приходилось ему сражаться в бою. Кого встретит он на Сечи, а кого уже нет в живых? Эти вопросы занимают ум старого казака.

Старший сын Бульбы, был добрым и прямодушным человеком. При прощании его глубоко тронули слезы матери, они стали причиной душевных волнений героя. Мысли Андрия, молодого спешащего жить юноши, наполнены воспоминаниями о красавице-полячке, которую он увидел в Киеве. Думы героев рассеиваются, когда в предрассветный час перед ними предстает вся красота бескрайних просторов степи. Писатель сравнивает ее с зелено-золотым океаном, по которому рассыплись миллионы полевых цветов. И чем дальше едут путники, тем прекрасней становится природа.

Образ Степи становится символичным. Он отражает свободолюбивый нрав запорожцев, их силу характера, могущество и веру. Кажется, что не Сечь, а сама степь принимает новых казаков в свои зеленые объятия. Родина в повести Николая Васильевича – это красота природы, первозданной, не тронутой человеком. Поэтому при описании края не встречаются дома и постройки, лишь курении, которые легко убрать, чтобы перекочевать на другое место.

Степь завораживает своей красотой, бескрайним простором и свободой, которой она дышит.

Описание степи

Чехов понимает язык природы, потому что относится к ней тепло и с любовью. По сути, самый главный персонаж произведения — степь. У неё есть характер и эмоции, каждая травинка живёт собственной жизнью. В каждое время суток степь разная. Чехов описывает, как она выглядит утром, вечером, ночью и в полдень. Вот что использует автор, чтобы передать очарование природы:

lazy placeholder

Краткое описание степи есть в первой главе. Сначала местность выглядит спокойной и пустынной. Затем степь преображается, в течение суток у неё будто меняется настроение. На рассвете природу переполняют ликование и радость, в полдень она погружается в тоску, а на закате наступает тишина. С наступлением ночи всё живое погружается в полный покой и пребывает в умиротворении.

А. П. Чехов мастерски изображает природу, и каждый живой организм предстаёт как наделённый человеческими качествами. Так, когда слышится женский голос, оказывается, что человеку подпевает трава. Перечисляя жителей степи, А. П. Чехов находит точную эмоционально-психологическую характеристику для птиц и насекомых:

lazy placeholder

Людей на равнине нет, и от этого она выглядит пустынной. Но здесь есть несколько пастухов, которых можно назвать хранителями степи: они не только выполняют основную работу, но и защищают этот хрупкий мир от посягательств.

Автор показывает, как благотворно влияет природа на людей, соприкоснувшихся с ней. Когда Пантелей идёт босиком по земле, он чувствует, что его больным ногам становится легче. Василий — божий человек, и природа близка ему своим содержанием, в первородном мире он ощущает себя как в родной стихии. На Дымова благотворно влияют покой и степная тишина.

Суть произведения

Современный человек сильно отдалился от природы. Но она все равно остается для него невероятным источником жизненных сил, умиротворения. Только слившись с природой, живя с ней в согласии, можно понять себя и свой жизненный путь.

В степи оказываются не только герой рассказа, Егорушка, но и сам читатель. Она в символическом смысле является самой жизнью, такой же бесконечной, необъятной, одновременно открытой и таинственной. Человек должен позволить себе объединиться с природой, понять ее, обратить внимание на все мелочи, смотреть по-настоящему, участвуя, а не просто как зритель. Именно этот живой отклик позволит человеку получить то, что бескорыстно дарит природа, напитаться ее энергией и силой. Это путь самопознания и поиска счастья.

«Степь» — повесть о природе, родной земле. Символически перед читателем встает вся история, от ее начала, до конца, который так далеко, что тает в туман

. У Чехова имеются другие рассказы, где главными героями выступают дети. Примером может послужить «Детвора».

Образы и темы

Образ степи, созданный Чеховым, великолепен и многогранен. Он объединяет в себе множество смыслов, среди которых человек кажется песчинкой. Обыватель теряется и не сразу понимает, к чему стремиться в этом мире, как найти себя, по какому пути следовать.

Образ ветра совсем другой. Силы стихии вселяют ужас, ввергают в неизвестность и заставляют почувствовать внутреннее напряжение. Вселенский хаос приводит к тому, что человек зачастую теряет своё «я». Со степным пространством неотделимо связаны трагизм и одиночество. Их символ — тополь, будет один всю свою жизнь.

В повести «Степь» Чехов затрагивает несколько тем. Они располагаются не в строгом порядке, а вытекают одна из другой и переплетаются, образуя основную идею, которая заключается во взаимоотношениях природы и человека. Иногда это сбивает с толку учеников, получающих задание написать изложение по главам. Составляющие, из которых складывается главная идея произведения:

lazy placeholder

Популярные сегодня темы

Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

Думаю, у каждого человека есть смешные и не очень истории из детства. Стоит только покопаться в недрах своей памяти. Так приятно иногда посидеть, вспомнить. Ностальгия всегда дарит положительные эмоции

Каждый человек начинает свою жизнь в семье. С семьи начинается процесс социализации человека. Члены семьи — это самые близкие люди, которые будут поддерживать на протяжении всей жизни

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как он на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать

В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы

Проблематика и смысл

Основа менталитета русского человека — желание жить воспоминаниями. В произведении Чехова это одна из ключевых мыслей. Люди постоянно думают о прошлом, пребывая в бездеятельности и надеясь на лучшую долю. Они испытывают чувство одиночества, от которого можно избавиться только ценой огромных усилий. У человека с такой философией нет будущего, и читатель это понимает.

Писатель размышляет и о том, как природа влияет на людей. На одних сказочные образы действуют положительно, заставляя душу петь и ликовать. Другие их просто не замечают, потому что они слишком заняты заработком и потреблением благ цивилизации. Несмотря на ощущение трагизма, текст пропитан мечтой автора о новом человеке, который когда-нибудь придёт на смену обывателям, не умеющим найти своё место во Вселенной. Чехов считает, что главная задача людей — научиться быть счастливыми и наслаждаться каждым мигом земной жизни.

Появление графини Драницкой

Гости (Иван Иванович и о. Христофор) решили пересчитать деньги во время чаепития. В это время постоялый двор посетила знатная особа, графиня Драницкая. Иван Иванович считает ее довольно глупой особой, у которой только ветер в голове. Не считает странным то, что поляк Казимир Михайлыч всячески намеревается обвести ее вокруг пальца.

lazy placeholder
Смотреть галерею

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector