Катаев Валентин «Сын полка»
Читательский дневник по повести «Сын полка» Валентина Катаева
Автор: Валентин Петрович Катаев.
Название: «Сын полка».
Жанр: повесть о войне.
Главные герои: Ваня, Егоров, Енакиев, Биденко.
Второстепенные герои: Ахунбаев, Горбунов.
Характеристика главных героев:
Ваня Солнцев — мальчик-сирота.
Решительный и добрый.
Егоров — сержант-разведчик. Друг Вани.
Енакиев — капитан. Хотел усыновить Ваню.
Биденко — разведчик. Считал себя самым хитрым.
Характеристика второстепенных героев:
Ахунбаев — капитан, друг Енакиева.
Горбунов — сильный и весёлый разведчик.
Краткое содержание повести «Сын полка»
Однажды разведчики подобрали в лесу спящего мальчика. Им оказался Ваня Солнцев.
Малец понравился разведчикам и они хотели бы его оставить у себя. Но капитан Енакиев велел отправить ребёнка в тыл.
Ваню повёз опытный сержант Биденко, но мальчик обманул разведчика и сбежал.
Он встретил другого мальчика в кавалерийской форме, сына полка. А потом нашёл капитана Енакиева и тронул сердце военного.
Капитан разрешил Ване остаться у разведчиков.
Однажды в рейде Ваня чуть не погиб и попал в плен. Его спасли, но после этого Енакиев отправил мальца к артиллеристам.
Немцы напали на батарею превосходящими силами и Енакиев отправил Ваню в тыл с донесением.
Мальчик выжил и Биденко отвёз его в город, в суворовское училище.
План повести:
Основная мысль произведения «Сын полка»
Главная мысль повести в том, что война не для детей.
Основная идея повести в том, что войны должны прекратиться.
Чему учит повесть
Учит ценить мирное время, не стремиться решать конфликты силой.
Учит состраданию и милосердию.
Учит смелости, патриотизму, взаимовыручке.
Краткий отзыв по повести «Сын полка» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я подумала о том, что дети никогда не должны видеть ужасы войны.
Война — это всегда несправедливость, боль, слёзы, несчастья.
Это очень интересная книга о войне и судьбе мальчика в это суровое время.
Автору удалось написать историю, основанную на реальных фактах. Ведь многие дети в годы войны становились сиротами и подбирались воинскими частями.
Мне понравился Ваня, добрый и решительный мальчик, который готов был умереть за свободу Родины. И мне понравился Енакиев, умный и милосердный, который стремился защитить мальчика даже во время боя.
Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о том, как сделать мир счастливей, без войн и насилия.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
В некотором смущении Биденко бродил по лесу, меняя направление. Он ломал себе голову над необъяснимым отсутствием всяких следов мальчика.
Один раз он даже унизился до того, что маленько покричал лживым, бабьим голосом:
— Ванюшка-а-а! Ау-у-у! Полно балова-а-ать! Пора еха-а-ать!
И тут же сам себе стал противен.
Ещё читательские дневники по произведениям Валентина Катаева:
Библиотека произведений автора пополняется.
«Сын полка» читательский дневник
Всего получено оценок: 922.
Всего получено оценок: 922.
«Сын полка» – повесть о сироте, маленьком, но очень смелом и отважном мальчике, которому пришлось пережить все горести военного времени и стать надёжной опорой для солдат своей батареи.
Краткое содержание «Сын полка» для читательского дневника
ФИО автора: Катаев Валентин Петрович
Название: Сын полка
Число страниц: 224. Катаев В. П. «Сын полка». Издательство «Эксмо». 2015 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1944 год
Главные герои
Ваня Солнцев – двенадцатилетний мальчик, сирота, храбрый, настойчивый.
Капитан Енакиев – командир батареи, храбрый, добросовестный, уравновешенный.
Ефрейтор Биденко – весёлый, уверенный в себе.
Ефрейтор Горбунов – смелый, сильный, верный друг.
Сюжет
Разведчики, возвращаясь с боевого задания, нашли в яме худенького мальчика. К тому времени Ваня уже несколько лет бродил по лесу и при виде солдат потерял сознание. Разведчики привели больного и голодного оборвыша в своё расположение, сытно накормили и обогрели.
Несмотря на то, что командир артиллерийской батареи капитан Енакиев готовился к бою, он подробно расспросил о Ване. Выяснилось, что все его родные погибли и он был круглым сиротой. Енакиев сразу вспомнил любимую жену и маленького сына, которые погибли во время вражеского налёта. Прекрасно понимая, что фронт является не самым подходящим местом для ребёнка, капитан приказал эвакуировать Ваню в тыл. Но Ваня так сильно хотел остаться на батарее, что по дороге в тыл дважды сбегал. Первый раз он выпрыгнул прямо на ходу из машины. Сопровождавшему Биденко пришлось даже привязать мальчика к себе, но он всё равно умудрился сбежать. Ване удалось уговорить капитана Енакиева оставить его – так двенадцатилетний мальчик стал «сыном полка».
Перед запланированным масштабным наступлением красной армии батарея получила задание разведать расположение вражеских войск. Разведчики Горбунов и Биденко взяли с собой на задание Ваню, который ловко занялся сбором разведданных. За этим занятием его и поймали немцы. От верной смерти мальчика спасло лишь наступление красной армии: немцы попросту забыли о нем, спасаясь от советских солдат.
Сын полка получил солдатскую форму и начал во всём помогать батарее. Тем временем капитан Енакиев настолько привязался к мальчику, что даже хотел усыновить его.
Война уже подходила к решающей развязке, когда батарее предстоял серьёзный бой. Чтобы обезопасить Ваню, который ни в какую не хотел покидать батарею, Енакиев написал ему приказ на листке бумаги и отослал в штаб. Мальчик был вынужден подчиниться приказу капитана, которого он видел в последний раз. Ради обеспечения прохождения частей отважный капитан вызвал огонь на себя. Никто из батареи не выжил. Енакиева похоронили на родине, а Ваню Солнцева определили в суворовское училище.
План пересказа
Главная мысль
Каждый человек должен защищать свою родину.
Чему учит
Произведение учит всем сердцем любить свою Отчизну и в случае необходимости встать на её защиту. Также учит мужеству, решительности, смекалке.
Отзыв
В войне нет ни молодых, ни старых, и даже обычный мальчик может оказать неоценимую услугу общему делу. Ване Солнцеву пришлось пережить немало горя, но впереди его ждала светлая жизнь.
Рисунок-иллюстрация к повести Сын полка.
Пословицы
Что понравилось
Восхитил героический поступок капитана Енакиева, пожертвовавшего собой ради спасения других людей. Жаль, что он погиб, и не стал приемным отцом для Вани.
Эссе по произведению В. Катаева «Сын полка»
Марина Зюляева
Эссе по произведению В. Катаева «Сын полка»
Мы – голодные дети войны,
С обожженными порохом душами.
Был нам жмых и обедом, и ужином,
Но зато нам теперь нет цены.
В этом, таком маленьком, слове, столько страданий, горя, страха и ужаса! Война оставила отпечаток на судьбе каждой семьи, но, не смотря на все горе, причиненное войной, люди нашли в себе силы жить дальше, отстраивать страну и верить в лучшее.
Много книг написано советскими писателями о войне. Вот и произведение Валентина Катаева – это описание последнего, победоносного для Советского Союза, года Великой Отечественной войны, унесшего десятки тысяч жизней советских солдат и офицеров.
Сыном полка во время войны называли ребенка, оставшегося без семьи и попавшего в воинскую часть, полк, дивизию, ставшего ее членом. Мне нравятся повести и рассказы о войне. Интересно узнавать, что же происходило на фронтах Великой Отечественной, как и чем жили наши солдаты, что им пришлось пережить. В таких произведениях рассказывается о мужестве, о героических подвигах нашего народа, о судьбах людей, перенесших все тяготы войны, об их становлении как личности. Читая их, невольно думаешь о своих родных, которых я никогда не видела в силу своего возраста. Они умерли уже очень давно, хоть и вернулись с фронта. Правда, один мой прапрадедушка пропал без вести под Сталинградом.
Главный герой повести – двенадцатилетний мальчик Ваня Солнцев, который во время войны остался сиротой. Таких детей-сирот в те суровые годы было тысячи. Тяжелая судьба была у Вани. Мальчик был настоящим патриотом своей Родины, настоящим героем! Он мечтал победить врага. И воевал наравне со взрослыми.
Мальчишка два долгих года скитался, скрываясь от немцев. Когда мальчугана нашли разведчики и хотели отправить его в тыл, он сбежал, оставшись на передовой. Ване повезло – он попадает к капитану Енакиеву, который относится к нему, как к сыну. Ваня Солнцев вместе с полком доходит до Восточной Германии, где, во время неравного боя, погибает капитан Енакиев, но успевает спасти его, отправив в тыл с письмом. Капитан успевает позаботиться и о судьбе Вани. По его просьбе мальчика отправляют учиться в суворовское училище.
А сколько в те годы было таких сынов полка! Война украла счастливое детство у тысяч детей. Тысячи детей потеряли своих родных, а, значит, потеряли опору, помощь, и это страшно. И в мирное то время остаться ребенку одному страшно, что уж говорить о тех ужасных, страшных, суровых годах! И каждый из них хотел отомстить немцам – за убитых родных, за украденное детство, за горе и страдания.
Произведение это очень интересное и поучительное, читается на одном дыхании, правда со слезами на глазах… Читая повесть, ты представляешь все эти события, как будто переносишься в то время.
Данная повесть учит нас любить Родину, не забывать своих близких, которые внесли неоценимый вклад в Победу над фашизмом. Кроме этого, она учит нас не забывать все то, через что пришлось пройти всем участникам войны, не забывать, что многие из них отдали свои жизни ради того, чтобы мы с вами жили в великой и свободной стране. Благодаря им, мы с вами живем под мирным небом, а о войне знаем только из рассказов родных, из книг и телепередач. Вечная слава воинам-победителям!
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Программное содержание: Упражнять в количественном и порядковом счете до 10. Закреплять знание цифр и числового ряда. Закреплять умение.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.
Конспект занятия «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути нас ждут разные приключения, поэтому надо знать свои ориентиры, чтобы вернуться.
НОД «Первый снег» по произведению Сергея Городецкого Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Первый снег» Возрастная группа: старшая Форма НОД: подгрупповая.
Мастер-класс «Поделка из поролона «Мойдодыр» по произведению К. И. Чуковского» Назначение: поделка предназначена для игровой мотивации при знакомстве с произведением К. И. Чуковского «Мойдодыр», в качестве атрибута.
Театрализованное представление по произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» В 2019 году исполняется 185 лет произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Мы с ребятами нашей группы решили отметить это событие.
Викторина по произведению Г. Х. Андерсена «Огниво» Предлагаю вашему вниманию еще одну викторину по творчеству Г. Х. Андерсена «Огниво».Которую можно использовать для закрепления материала.
Викторина по произведению Виталия Бианки «По следам» Очень люблю читать произведения писателей анималистов, которые пишут о жизни животных, Одним из таких писателей является Виталий Бианки,.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
29.04.2019
Катаев В. «Сын полка»
Катаев В., «Сын полка»
Главные герои рассказа «Сын полка» и их характеристика
Чему учит рассказ «Сын полка»
Повесть учит быть настоящим патриотом, горячо любить свою Родину. Учит мужеству, смелости, отваге, учит настойчивости и смекалке. Учит тому, что даже маленький мальчик может помочь общему делу, ведь для войны нет молодых и старых.
Отзыв на рассказ «Сын полка»
Мне очень понравилась эта повесть и больше всего маленький мальчик Ваня Солнцев, который стал настоящим сыном полка. Это был очень храбрый мальчик, который горячо любил свою Родину, который пережил много горя, потерял родителей, потерял друзей, но у него впереди была долгая и счастливая жизнь.
Пословицы к рассказу «Сын полка»
Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
Хорошей войны не бывает.
Русский немцу задал перцу.
Сам маленький, а подвиг большой.
Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сын полка» по главам:
Темной ночью трое разведчиков возвращались по лесу к своим. Повсюду были видны следы недавнего боя, казалось, что немцы покинули лес, но разведчики только удвоили осторожность.
Вдруг сержант Егоров уловил тихие, ни на что не похожие звуки. Он дал сигнал остановиться. Разведчики прислушались, но не разобравшись в характере звуков двинулись вперед.
Звуки раздавались из маленького окопчика и Егоров подполз ближе и посветил в окоп фонариком. Там спал мальчик. Он спал беспокойно, тревожно. Вдруг его что-то словно подкинуло и Егоров едва успел перехватить руку с заточенным гвоздем. Он успокоил ребенка, и тот прошептал «Наши» и потерял сознание.
На площадке, устроенной на верхушке сосны капитан Енакиев, командир батареи, и капитан Ахунбаев, командир батальона, наносили данные разведки на карты. Рядом были два телефониста, сержант Егоров и лейтенант Седых. Изредка Енакиев обращался к Егорову за подтверждениями данных.
Скоро ожидалось наступление и все спешили.
Ваня жадно ел и быстро опустошил солдатский котелок. Ефрейтора Биденко и Горбунов с удовольствием смотрели на мальчика. Они говорили ему, что капитан обязательно зачислит его в часть и возьмет на довольствие. Они стали пить чай, прислушиваясь к звукам боя.
В это время пришел Егоров, отправил Горбунова в строй, на место убитого разведчика, а Биденко велел отвезти мальчика в тыл.
Разведчики были огорчены, но приказ командира надо было выполнять. Ваня понимал, что эти люди любят его и не хотят отпускать, а потому обещал убежать. На это Биденко только усмехнулся.
На следующий день Биденко вернулся злой как черт и сразу лег, отвернувшись от всех. Солдаты весело обсуждали детали вчерашнего боя. А Биденко вдруг сказал, что прохлопал мальчика и не выполнил приказ командира. Но детали того, как маленький мальчик обвел вокруг пальца знаменитого разведчика рассказывать не стал. Они стали известны позже.
Едва машина проехала по лесу километров пять, как Ваня на ходу выпрыгнул из кузова и бросился в лес. Биденко остановил машину и уверенно направился следом, зная, что мальчик без компаса обязательно начнет забирать вправо, а там он его и поймает. Он даже улыбался, предвкушая, как вылезет перед Ваней из кустов. Но прошло два часа, а Вани не было.
Биденко вернулся к машине, но та уже уехала. Он понял, что надо возвращаться в часть и присел под деревом. Вдруг сверху на него упал букварь.
Биденко залез на дерево и нашел спящего Ваню, который так легко и просто перехитрил опытного разведчика.
Биденко повел Ваню в тыл, ожидая попутную машину. А Ваня подбивал ефрейтора проверить его способности, общая найти Биденко в лесу быстрее и проще, чем он искал его. И при этом Ваня все время обещал убежать.
Поэтому, когда они забрались в попутную машину, Биденко привязал Ваню к себе веревкой, на двойной морской узел. Ехать было долго, в машину набилось много народу, а когда стемнело люди стали засыпать.
Заснул и Ваня, а следом Биденко, не забывая время от времени дергать веревку. Однако вскоре на эти подергивания кто-то возмутился женским голосом и Биденко зажег фонарь и увидел, что Вани нет.
Он выпрыгнул из машину в темноту, плюнул на все и стал искать попутку, что вернуться в часть.
Двое суток разыскивал Ваня палатку разведчиков, но те ушли далеко вперед, а встречные военные отвечали односложно «Не знаю». Ваня даже подумывал действительно отправится в тыл, в детский дом. Но потом встретил мальчика чуть старше себя в кавалерийской форме. Мальчики разговорились, и Ваня узнал что незнакомец мало того, что ефрейтор, так еще и медаль имеет.
Мальчик рассказал, что его приняли в сыны полка, а когда Ваня с обидой сказал, что его не взяли, сухо заметил, что тот видимо не показался солдатам.
И Ваня решил во чтобы то ни стало найти капитана Енакиева. Он сидел возле избы, в которой подозревал штаб и ждал. И вот из избы вышел статный офицер.
Ваня увидел на погонах офицера четыре звезды и пушки, и решил, что тот достаточно главный, чтобы справится с Енакиевым. Он обратился к офицеру и стал спрашивать того, может ли он приказать капитану. Узнав от офицера, что нет, Ваня расстроился и упомянул фамилию Енакиева.
Офицер, а это и был Енакиев, сильно удивился и стал расспрашивать мальчика. Так он узнал, что Ваня убежал от Биденко и выспросил все подробности ночного побега. А потом велел ординарцу посадить Ваню на лошадь, направился прямиком к разведчикам.
Енакиев заявился к разведчикам и те сразу поняли, что надо ждать грозы. Биденко доложил о побеге мальчика и сказал, что Егоров дал ему четыре наряда. Енакиев добавил еще два и стал расспрашивать разведчиков о мальчике. Те признались, что мальчик им сильно понравился, что ему в армии самое место. Тогда Енкиев велел ординарцу завести Ваню и оставил его у разведчиков, сказав, что пусть пока живет у них, а там видно будет.
Только в блиндаже, окруженный радостными и удивленными разведчиками, Ваня узнал, что доставивший его офицер и был капитаном Енакиевым.
Уже три часа в холодном болоте Биденко и Горбунов ждали возвращение мальчика. Вот показалась лошадь, но она была одна. Ваня пропал.
Позавчера Биденко и Горбунов впервые взяли с собой Ваню в разведку, не доложив командиру. Они взяли мальчика как проводника, ведь тот отлично знал эти места. Ваня с лошадью пробирался впереди разведчиков. Неожиданно он наткнулся на немецкий пикет. Сперва Ваня испугался, когда немец стал допрашивать его, потом обозлился, потом стал притворно плакать, говоря, что искал лошадь. И немец отпустил мальчика. Разведчики двинулись дальше.
С утра дело пошло еще легче. Ваня уходил вперед, разведывал местность, возвращался и крякал, показывая, что путь свободен. Так прошел день и ночь. Перед рассветом Ваня снова пошел вперед, но не вернулся. А теперь вернулась его лошадь.
Разведчики стреножили коня и отправились на выручку. По болоту они видели следы Вани, но потом они пропали, а разведчики вышли на берег реки. Там они нашли карандаш мальчика и следы немецких сапог. По следам разведчики поняли, что немцы схватили Ваню и увели его через мост на другой берег реки.
Тогда Горбунов приказал Биденко возвращаться в часть, а сам стал думать как выручить мальчика.
Он не знал, что Ваня самовольно вел наблюдения и записывал результаты в букварь. За этим занятием его и застали немцы.
Ваню отвели в блиндаж, где сидел немецкий офицер и находилась женщина-переводчик, которую Ваня назвал учительницей. Перед немцем лежал Ванин букварь с картой. Немка стала допрашивать Ваню на хорошем русском языке. Она спрашивала откуда у мальчика компас и кто рисовал схему в букваре. По следам химического карандаша на языке мальчика она поняла, что он сам рисовал карту. Но Ваня упорно молчал и немка начала его бить.
Ваня больно ударился головой и потерял сознание.
Ваня получил новое обмундирование и был на седьмом небе от счастья. А тут еще пришел парикмахер, и бойцы начали спорить как стричь Ваню. Ваня хотел с чубчиком, кто-то советовал под ноль, кто-то под бокс, кто-то под гребенку.
Парикмахер выслушал все советы и подстриг Ваню с челочкой.
После стрижки Горбунов и Биденко отвели Ваню в баню, и отскоблили всю многолетнюю грязь. Только потом Ваня смог надеть новое обмундирование.
Небольшая заминка вышла с портянками, ведь Ваня не знал, как их правильно наматывать, но Биденко два раза показал мальчику, и тот легко намотал портянку и надел сапоги.
Едва Биденко успел проколоть дополнительную дырку в ремне, как Ваню вызвали к командиру.
Ваня по привычке обратился к капитану Енакиеву как к дяденьке, а потом стал доказывать, что он солдат, потому что у него погоны и новая форма. Но Енакиев добился, чтобы мальчик начал отвечать по уставу и весело засмеялся. Он уже давно полюбил мальчика. Он достал коробку печенья и шоколад, и стал говорить с Ваней о жизни.
Ваня стал серьезным и заявил, что станет артиллеристом. Капитан Енакиев оставил его на батарее.
Ваня стал жить у Енакиева и учился выполнять обязанности артиллериста. Его уже знали на батарее и приняли очень радушно. Артиллеристы жили одной семьей. И хотя разведчики были элитой, у артиллеристов были свои козыри. У них был настоящий баян и лучший баянист части, и они очень хорошо пели.
Самым лучшим расчетом был расчет первого орудия, где служил Ковалев, герой и лучший наводчик страны, пожилой, дедушка, но очень храбрый.
Ваня очень быстро полюбил свое орудие, и много узнал о жизни артиллеристов. Особенно его тянуло к наводчику Ковалеву, человеку бывалому и много повидавшему.
Осенью Ахунбаев и Енакиев разрабатывали план новой атаки. Для Ахунбаева все было ясно и просто, но Енакиев сомневался, он не знал какими резервами обладают немцы. А от его батареи во многом зависел успех задуманной атаки.
Енакиев обошел орудия, посмотрел на спящего Ваню, узнал, что мальчик отлично справляется с новыми обязанностями, и присел поговорить с Ковалевым.
Енакиев рассказал Ковалеву о своем желании усыновить Ваню, но в этот момент раздались минометные залпы. Немцы подтянули резервы и теперь громили две роты Ахунбаева.
Енакиев тут же дал команду орудиям к бою. Немцы разгадали план Ахунбаева и опередили его.
Енакиев прибыл на наблюдательный пункт и связался с Ахунбаевым. Тот сказал, что атакует немцев, и попросил огневой поддержки. Енакиев направил на новую позицию Ванин расчет.
Грузовик быстро подвез орудие в нужное место и тут Ваня встретил Биденко. Тот был рад встрече, хотя и смотрел на Ваню немного ревниво.
Раздалась команда «На колеса!»
Ваня отдал пакет командиру дивизиона, тот хмуро прочитал его и сказал, что уже знает. Ваня видел, что бой идет уже по всему фронту, медленно передвигаясь на запад. Вокруг двигались танки, пушки, солдаты. Ваня торопился обратно на высоту, где был капитан Енакиев, не зная, что бой там уже закончен.
Ваня не знал, что когда закончились снаряды, остатки роты Ахунбаева и артиллеристы Енакиева отбивались ручными гранатами и лопатами, а потом вызвали огонь на себя.
Ваня не узнавал местность. Повсюду были воронки, подбитые танки, раскуроченный грузовик, мимо прошли незнакомые артиллеристы.
И вот Ваня увидел свое орудие. Оно опиралась на пустые ящики, а на лафете сидел капитан Енакиев. Ване показалось, что тот спит, но на земле растекалась огромная лужа крови.
Ваня с ужасом смотрел на неподвижного капитана, когда ему на плечо опустилась чья-то рука. Это был Биденко. Ваня бросился к нему и зарыдал.
В кармане Енакиева нашли записку, написанную четким почерком, без малейшей помарки. В ней капитан прощался с батареей, и просил позаботиться о судьбе Вани Солнцева.
Вскоре после того, как Енакиева похоронили, Ваню вызвали к командиру полка, и тот объявил мальчику, что его направляют в суворовское училище.
Мальчика сопровождал сержант Биденко с подвязанной рукой. А Ваня нес большой мешок с вещами, которые ему насобирали разведчики и орудийцы. Были в этом мешке и погоны капитана Енакиева, которые Ване отдал командир полка. Он сказал мальчику, что тот является сыном полка, и потому не должен посрамить чести полка в училище.
Биденко сдал мальчика дежурному офицеру училища и простился с Ваней.
Вскоре Ваня уже спал. Под утро возле его кровати остановился седой генерал и с улыбкой посмотрел на мальчика, вспоминая свое детство. А когда запела труба, протянул Ване руку, помогая ему сделать первый шаг на новой дороге.