Тема урока: Обучающее изложение.
Цель урока : развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Формировать умение анализировать текст.
Учить составлять план текста.
Совершенствовать навык правописания.
Развивать речь детей, путём формирования умения выделять наиболее точные слова для выражения мысли.
Воспитывать любовь к природе.
I. 1.Орга-низаци-онный момент.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня мы с вами будем писать изложение.
— А что такое изложение?
— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, изложение.
-А для чего нужно уметь писать изложения?
-Значит, какая цель нашего урока?
А вот о чём будет текст,- угадайте!
2)Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
— Ребята, а вы любите гулять в лесу?
— А что вы делаете в лесу?
Эпиграфом нашего урока будут слова М.Пришвина.
«Лес открывается только тем, кто умеет быть внимательным к его существам».
Как понимаете эти слова?
Стихи детей о лесе.
Вдоль лесных дорожек,
В шляпках разноцветных,
-Кто знает, как они выглядят? Слайд6
Дети здороваются и садятся на свои места.
— Изложение –это пересказ текста в устной или письменной форме.
— Дети открывают тетради и записывают число…
-Изложения учат правильно и красиво говорить, излагать свои мысли, правильно их произносить и грамотно записывать. Развивается память,мышление.
-Чтобы хорошо сдать экзамен.
-развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.
-развитие орфографической зоркости.
-развитие интереса к русскому языку.
— Текст будет о лесе!
— Очень любим гулять в лесу.
Дети рассказывают о своём опыте общения с лесом…где были и что видели…
Нужно быть внимательным в лесу.
Дети читают стихи (из Приложения)
II. Подгото-вка к изложе-нию.
1.Знакомство с текстом.
— Какие вы у меня молодцы! Как много знаете! А теперь мы познакомимся с текстом.
Текст записан у детей на карточках без заглавия.
— Кто хочет прочитать текст вслух?
А) Работа с текстом:
Почему эти предложения можно назвать текстом?
Понравился ли вам текст?
О чем говорится в тексте?
Что показалось особенно интересным?
-А теперь я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте предложениями из текста:
-Где происходит событие?
-Где росла сыроежка?
Что такое брусничник?
-Какая была сыроежка?
-На что она была похожа?
-Что делала птичка на краю сыроежки?
— Кто ещё может красиво прочитать текст?
— О чём говорится в этом тексте?
Как его можно озаглавить?
Выберете наиболее удачный заголовок из предложенных:
Почему? Запишите заголовок.
Б) Составление плана текста:
Сколько частей в этом тексте?
Кто прочитает первую часть?
О чём в ней говорится?
Как можно эту часть озаглавить?
Подберите карточку с подходящим названием.
Кто прочитает вторую часть?
О чём в ней говорится?
Как её можно озаглавить?
Подберите карточку с подходящим названием.
Прочитайте третью часть.
О чём в ней говорится?
Как её можно озаглавить?
Подберите карточку с подходящим названием.
1.Сыроежка на полянке.
— Какая часть самая большая и сложная? Как вам кажется?
— О чём в ней говорится?
Работа с лексико-грамматическими конструкциями.
Края (Что сделали?)загнулись.
Птичка (Что сделала?)слетела, села,попила,полетела.
Подберите прилагательные к существительным:
Сыроежка (Какая?) красная, огромная, старая.
Тарелка(Какая?) большая, наполненная.
Птичка (Какая?) серая.
-Давайте проведем орфографическую подготовку
Дети берут карточки и молча, только глазами, читают текст.
Текст-это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой.
Дети отвечают на вопросы.
Дети выбирают заголовок.
Дети записывают план к себе в тетради.
Дети выбирают в тексте слова.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Дети выполняют движения вместе с учителем.
— Кто может самостоятельно пересказать первый абзац текста?
— Кто может самостоятельно пересказать второй абзац текста?
— Кто может самостоятельно пересказать третий абзац текста?
— Кто хочет ещё раз самостоятельно проговорить текст?
Ребёнок пересказывает текст – первый абзац.
Ребёнок пересказывает текст – второй абзац.
Ребёнок пересказывает текст – третий абзац.
Ребёнок проговаривает текст по плану.
Дети пишут изложение.
-Можно ли связать текст с эпиграфом к уроку? Чему учит рассказ?
Дети рассказывают стихи.
Я думаю, что Пришвин хотел показать (что?)….
Благодаря автору мы увидели(что?)…
Он призывает нас быть (какими?)…
И тогда природа(что сделает?)….
Ребята,у которых есть …..карточки должны будут дополнить изложения
Ответами на эти вопросы.
У вас на партах лежат разного цвета карточки –помощницы.
— А теперь убираем тексты и пишем. Удачи.
— Те, кто справился с заданием, прочитайте свой текст.
— Что мы делали на сегодняшнем уроке?
-Мне было интересно…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1347626
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Классное изложение «Сыроежка» М.М.Пришвин
Описание презентации по отдельным слайдам:
Прочитайте текст, озаглавьте. Лесная полянка. Посередине две берёзки. Рядом в зелёном брусничнике красная сыроежка. Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой. Вдруг с берёзы слетела серая птичка, села на край сыроежки. Птичка носиком – тюк! – в воду. Попила водички и полетела на берёзу.
Сыроежка – вид съедобных грибов.
Брусничник – место где растёт брусника.
Повторим орфограммы. Лесная, полянка, зелёном, большую, водой, слетела, полетела, напоминала, края.
Берёзки, сыроежка, тарелка, брусничник, птичка, водичка.
Где происходит событие? Что было рядом в зелёном брусничнике?
Какая была сыроежка? Какие были края? Что она напоминала?
Кто слетел с берёзы? Что сделала птичка?
План: 1.Сыроежка на полянке. 2. Большая тарелка с водой. 3. Птичка на тарелке.
Лесная полянка. Посередине две берёзки. Рядом в зелёном брусничнике красная сыроежка. Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой. Вдруг с берёзы слетела серая птичка, села на край сыроежки. Птичка носиком – тюк! – в воду. Попила водички и полетела на берёзу.
Проверьте написанный текст.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-755833
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Пришвин «Старый гриб»: какая главная мысль рассказа, чему учит?
Какая главная мысль рассказа Пришвина «Старый гриб»?
Чему учит рассказ Пришвина «Старый гриб»?
Рассказ о грибе автор вспоминает друга, у которого юношеские годы начинались в революцию. Спустя годы, он постаревшим встречался с однополчанами на площади родного города. И в праздничный день, от юного человека ветеран слышит оскорбление «старый гриб». Мальчик убегает и не задумывается, что в долгу перед пожилым бойцом.
С обидной фразы, автору вспоминается один день, проведённый в лесной чаще. Год стоял засушливый. Трава пожухла и земля, словно, воды просила с неба. И только, в старых шляпках гриба сохранилась влага. Грибник собирался срезать его, но услышал щебетание пернатых и решил пройти мимо.
Автор доносит главную мысль- с уважением относиться к старшему поколению и беречь окружающий мир.
В рассказе Михаила Михайловича Пришвина «Старый гриб» мы видим как быстротечна человеческая жизнь. Автор вспоминает боевого друга: сначала молодого полного задора человека, затем зрелого мужчину, опытного пожилого человека и, наконец, седовласого дедушку.
Что ж, молодость не порок, с годами проходит. Неизвестно, как проживет свою жизнь этот грубый озорник.
Да и старый гриб порою может оказаться полезным.
Во второй части рассказа автор вспоминает свою «тихую охоту». Описывает, как в лесу ему захотелось пить, а лесные птицы ему вторили «пить-пить».
И еще одна фраза из рассказа имеет глубокий смысл:
Рассказ «Старый гриб» состоит из двух разных повествований, но связаны они одной главной мыслью. В первом описывается случай, который произошел с пожилым человеком. Он получил от подростка обидное прозвище «старый гриб», что и заставила автора вспомнить случай из своей жизни.
В этой истории рассказчик вспомнил как в засушливую пору отправился в лес за грибами. Он испытывал жажду, но никаких водоемов поблизости не было. И только старый гриб в своей большой шляпке сохранил дождевую воду. Человек мог бы срезать его и напиться, но пожалел, а утолять жажду ему пришлось стоя на коленях. Зато сыроежка могла и дальше служить сосудом для питья лесным обитателям.
С точки зрения сюжета, рассказ «Старый гриб» весьма необычен. Он словно поделен на две совершенно разные части.
Первая часть рассказывает о том, что время течет неумолимо и каждый человек стареет. Главная мысль этой части в том, что все мы должны уважать наших дедов и отцов, людей, которые прожили долгую жизнь и которые могут многому научить молодых.
Первая часть рассказа учит почитать старость и опыт, а не смеяться над ним.
Главная мысль этой части в том, что человек не должен оставлять после себя пустыню. Автор не стал срезать гриб, он оставил лесную чашу стоять и ждать дождя, чтобы послужить и другим животным.
А учит эта часть рассказа бережному отношению к природным богатствам, ресурсам, просто к природе.
Главные герои рассказ Пришвина «Золотой луг»:
Главная мысль рассказа в том, что природа хранит множество тайн, больших и малых, и если человек случайно открывает какую-то из них, то жизнь его наполняется новым смыслом и радостью. Так и герои этого рассказа внезапно раскрывают тайну золотого луга и одуванчики становятся для них самыми интересными цветами.
Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.
Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.
Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.
Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.
Однажды начался дождь и мама-курочка заботливо расправила над детками свои крылья. А когда гроза закончилась, гусятам захотелось на волю и они одновременно вытянули свои длинные шейки. Пиковая Дама оказалась подвешенной на шеях гусят, как на столбах. После этого курица стала сторониться «цыплят» и отныне она гуляла отдельно от них.
Главная мысль рассказа Пришвина состоит в том, что нужно смотреть правде в глаза. Мы часто принимаем желаемое за действительное, но истина всегда побеждает. Рассказ учит, что нужно быть внимательными и стараться правильно оценивать ситуацию, даже если знать правду нам не очень хочется.
В рассказе Михаила Зощенко «Так просто» повествуется о том, как Леля и Миня, будучи в деревне, катались на лошади. Они сидели в повозке, а лошадкой руководил сельский мальчик Васютка. Действовал он ловко и уверенно, и Миньке очень хотелось попробовать управлять лошадью.
Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно стремиться осваивать разные умения, все это пригодится в жизни. Если вас заинтересовало какое-то дело, то можно всегда попросить умельца научить вас основам мастерства.
Миньке очень хотел научиться управлять лошадью, но он не посмел попросить об этом Васютку. Рассказ учит нас, что нужно проявлять инициативу и не стесняться спрашивать об интересующем предмете тех, кто в этом деле знаток.
Эта история, которую нам поведал автор о граче, который по непонятным причинам остался зимовать и дети спасли его, взяв собой в дом.
Грач, подружился с сорокой и даже весной, когда прилетели его сородичи, он так и остался с сорокой.
Этот рассказ о дружбе и мы видим, что не только могут дружить люди, но и птицы, даже принадлежащие к разным видам. Поэтому главная мысль рассказа как раз об этом.
Этот рассказ учит нас доброте, заботе, ведь если бы не помощь детей, птица бы погибла и от холода, и от голода. Нужно быть внимательным к тому, что нас окружает и стремиться помочь тем птицам или животным, которые оказались в сложной ситуации, да и не только к ним.
Пришвин «Филин»: главная мысль, чему учит рассказ, отзыв о нем, что писать?
Михаил Пришвин «Филин»: главная мысль рассказа.
Чему учит рассказ «Филин» Пришвина?
Отзыв о «Филин» Пришвина.
Рассказ Пришвина «Филин» не очень большой. В нем охотник пошел в лес, а его спаниель спугнул филина и погнался за ним, цапнув за хвост. Поймал он филина или нет, так и неизвестно. Примечательно, что против филина ополчились все птицы: сначала вороны, потом сороки и сойки и все-все пернатые. Автор приравнивает филина к черту, так его боятся все птицы.
Краткое содержание рассказа для читательского дневника смотрите здесь.
Также для его заполнения понадобится отзыв:
Рассказ довольно динамичный, яркий, неожиданный. Автор с эмоциями описывает и поведение собаки, и разных птиц. Мне рассказ понравился, но я все-таки надеюсь, что филину удалось сбежать от пса и спастись. Хоть он и страшный, но и филин нужен в природе.
Рассказ учит тому, что нужно спасаться вовремя. Раз у филина была возможность улететь сразу, нужно было таким шансом воспользоваться, а не прятаться под елкой. Также он показывает, что среди птиц свои порядки, свои «черти», свои взаимоотношения. Нужно быть очень наблюдательным, чтобы все это замечать.
В рассказе Пришвина «Филин» автор возвращался с охоты и пес охотника по кличке Сват учуял филина в куче веток. Чтобы посмотреть на филина прилетела ворона, а за ней другие птицы. Сначала филин спрятался под елью. Когда попытался встать на крылья, пес схватил его за хвост, так что у него в зубах остались перья, когда филин выбрался. Птицы и пес стали преследовать филина и ушли за ним в поле. Через час Сват вернулся, но автор так и не узнал что случилось с филином.
Главная мысль рассказа Пришвина «Филин» в том, что птицы и звери в природе не всегда бывают дружны между собой. Некоторые недолюбливают друг друга, как птицы филина в рассказе и охотятся друг на друга, как пес на филина. Автор называет филина разбойником для птиц или «чертом». Рассказ учит любить природу и наблюдать за ней, а так же не вмешиваться в отношения животных.
Отзыв к рассказу Пришвина «Филин»:
Рассказ мне очень понравился, он простой, но интересный. Очень заинтриговала концовка произведения, любопытно узнать что же стало с хищной птицей. Хоть автор и назвал филина птичьим разбойником, но мне все равно было его жалко. Филины едят мелких грызунов и птиц, сохраняя баланс в природе. Этот небольшой рассказ про природу с интересным сюжетом хочется прочитать еще один раз.
Это свой рассказ Пришвин посвятил встрече с ночной птицей филином, но не в темное время суток, а днем, когда автор гуляя по лесу со своим спаниэлем по кличке Сват.
Собака выгнала филина из кучи хвороста, где птица схоронилась от дневного света.
Главной мыслью этого рассказа, конечно же является то, что в природе существуют свои взаимоотношения среди её обитателей и они не всегда могут быть дружественными. Птицы инстинктивно чувствуют своего врага и никогда не придут ему на помощь.
Рассказ учит тому, что не нужно вмешиваться в течение жизни лесных обитателей, ведь охотничьи повадки собаки нарушили условия обитания филина и не известно остался ли он жив после этого.