чему учит рассказ ушинского четыре желания

admin

Занятие по функциональной грамотностИ «К.Д. Ушинский «Четыре желания»

Занятие по функциональной грамотности

Цель: познакомить с рассказом К.Д Ушинского «Четыре желания»

— совершенствовать навыки чтения;

— обогащать читательский опыт детей;

— учить оценивать поступки героев;

— учить выделять опорные слова в произведении;

— воспитывать интерес к самостоятельному чтению.

«Четыре желания»
Автор рассказа: Константин Дмитриевич Ушинский

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Прочитанное произведение – это…

-Почему вы так решили?

— О чём говорится в этом рассказе?

О желаниях мальчика

-Объясните свой ответ.

-Кто является главным героем прочитанного произведения?

Задание 2. Объясните, как вы понимаете, смыл выражения « карманная записная книжка»?

небольшая тетрадь или блокнот, в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть

книжка, которую носят в кармане

-Объясните свой выбор.

— Что обозначают слова:

Вволю – сколь душе угодно.

Румяный – покрасневший от мороза.

-Найдите и прочитайте предложения, в которых эти слова встречаются.

Задание 3. Найдите в тексте все 4 желания, которые главный герой записал.

— Какое время года Мите понравилось больше всего?

Почему мальчик изменил своё мнение?

Задание 4. Придумайте вопросы по содержанию прочитанного текста, которые должны начинаться со слов:

— Задайте свои вопросы ребятам.

Задание 5. Найдите и прочитайте, какие чувства, эмоции испытывал Митя, когда встречал каждое время года?

Какой человечек испытывает те же эмоции (чувства), что и главный герой рассказа. t1637512314aa

— Какой хороший совет дал отец мальчику?

— Отец знал, что каждое время года хорошо по-своему

— Какая была главная мысль текста?

Что каждое время года прекрасно по-своему.

— Что вы можете сказать о Мите? Какой он?

— Веселый, беззаботный, любит играть.

-А что делал в это время его отец? (Работал)

Задание 6. Рассмотрите картинки и определите, какое время года изображено на каждой из них.

t1637512314ab

Задание 7. Соотнесите загадки с картинками.

радость детям подарила

и на санках прокатила (Зима)

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

В лесу подснежник расцветет (Весна)

Солнце светит ярко:

А кругом трава, цветы,

Целый день броди, броди (Лето)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

Задание 8. Какие пословицы соответствуют этому рассказу? Выбери из предложенных.

У природы нет плохой погоды.

Весна красна цветами, а осень – хлебами.

Зима не лето, в шубу одета.

У каждого месяца свои порядки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.

Задание 9. Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.

( Главная мысль произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить. Рассказ учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года).

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

kopilka

Отзыв о рассказе Ушинского «Четыре желания»

otzyv ushinsky 4 zhelaniyaГлавный герой рассказа Константина Ушинского «Четыре желания» — мальчик по имени Митя. Однажды зимой он катался на санках с горы, и на коньках по речному льду. Когда Митя пришел домой, он сказал отцу, что зима ему нравится, и он хочет, чтобы она была всегда. Отец предложил записать Митино желание к нему в записную книжку.

Настала весна и Мите очень понравилось бегать по зеленому лугу, гоняясь за бабочками. Он сообщил отцу о своем желании, чтобы всегда была весна. И это желание было занесено в записную книжку отца.

Летом Митя побывал на сенокосе. Он прыгал на душистом сене, ловил рыбу, собирал ягоды. Вечером Митя высказал пожелание, чтобы лето никогда не заканчивалось. Отец записал желание сына к себе в книжку.

А осенью, когда настала пора собирать урожай в саду, Митя начал восторгаться этим чудным временем года. Теперь он хотел, чтобы и осень длилась вечно. Тогда отец достал свою записную книжку и показал сыну, что то же самое он говорил и о других временах года.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить.

Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.

В рассказе мне понравился отец Мити, который придумал записывать пожелания сына в свою записную книжку, с тем, чтобы позже наглядно показать ему, что каждое время года прекрасно по-своему. Симпатию вызывает и мальчик Митя, который в любую погоду способен увидеть хорошее, выбрать себе занятие по душе. Мне нравится его положительный настрой, его добрые отношения с отцом. Митя любит природу, он близок к ней. Природа отдает великое даром — свежий воздух, солнце, красоту. Надо ценить природу и уметь видеть в ней прекрасное.

Какие пословицы подходят к рассказу Ушинского «Четыре желания»?

В зимний холод всякий молод.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Каково лето, таково и сено.
У природы нет плохой погоды.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Ушинский Константин “Четыре желания” Читательский дневник, краткое содержание

Ушинский Константин “Четыре желания” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Ушинский Константин.

Название: «Четыре желания».

Жанр: рассказ.

Тема произведения: природа.

Число страниц: 4.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Каждое время года нравилось Мите чем-то своим. Но он понял, что все времена года прекрасны.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился финал этого рассказа, когда папа показал сыну в записной книжке его слова о каждом из времён года. И оказалось, что мальчик всегда говорил одно и то же.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Каждое время года прекрасно по-своему.

Чему учит эта книга

Рассказ учит любить природу в любое время года. Учит радоваться жизни и весело проводить время. Учит умению анализировать.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравился этот красивый рассказ, в котором говорится о том, что нет у природы плохих времён года. В каждом можно отыскать свои прелести и весело провести время.

Новые слова и выражения

Вволю – сколь душе угодно.

Румяный – покрасневший от мороза.

Пословицы к произведению

У природы нет плохой погоды.

Весна красна цветами, а осень – хлебами.

Зима не лето, в шубу одета.

Источник

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

— обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

— развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание;

— воспитывать у детей интерес к художественным произведениям;

— активизировать словарь прилагательных;

-развивать память, логическое мышление;

-воспитывать интерес к явлениям природы.

Практические: физминутка «Солнце травке улыбнулось»; дидактические игры: «Игра с мячом «Весенние слова», «Подбери признаки».

Наглядные: рассматривание картинок с временами года.

Словесные: загадки, пословицы и поговорки, беседа, чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Материалы и оборудование: электронная презентация.

Логика образовательной деятельности

Мы спокойны, мы cпокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Что учили на занятии. (садимся полукругом)

-Давайте с вами отгадаем загадки

1. Сколько снега намело!

Стало чисто и светло.

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

2. Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Это к нам идет….(весна).

3. Спеет сладкая малина

Ночь короче, день длинней,

4. Вот ненастный день понуро

Листьев ворох в ноги бросил,

И сереет небо хмуро,

И дождями плачет (осень).

Игра «Подбери признаки»

(обратите внимание на экран изображающие 4 времени года)

1. Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)

2. А как можно сказать об этом одним словом? (времена года).

3. А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

-зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

-весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

-лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

— осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Сегодня мы узнаем, какое любимое время года у мальчика Мити из рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.

а) Чтение первой части рассказа.

Беседа по содержанию.

1. Кто главный герой? (мальчик Митя)

2. Что делал Митя зимой? (катался на саночках и на коньках)

3. Какое желание высказал мальчик своему отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима).

б) Чтение второй части рассказа.

Беседа по содержанию.

1. За кем бегал Митя? (Митя бегал за бабочками)

2. Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые).

3. Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы).

4. Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна).

5. Куда Митя записал свое желание? (Митя записал свое желание в записную книжку).

в) Чтение третьей части рассказа.

Беседа по содержанию.

1. Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос)

2. Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене).

3. Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было).

г)Чтение четвертой части рассказа

Слушайте, что было дальше

Беседа по содержанию.

1. Какое время года наступило? (Осень)

2. Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши)

3. Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге).

4. Что мальчик говорил отцу? (Осень – лучше всех времен года)

5. Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете).

Солнце травке улыбнулось (Дети улыбаются)

И природа вся проснулась (Потянуться)

С юга птицы прилетели (Махи руками)

И звенят везде капели (Руки перед собой, пальчиком «капают» в ладонь)

По ручьям хожу в сапожках (Повернуться и пройти друг за другом немного)

Холодно еще немножко (Скрестить руки перед собой, потирать плечи)

Дни становятся длиннее (Руки разводят медленно в стороны)

И гулять мне веселее (Шагают на месте)

-А сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз. Потом будете рассказывать вы. Слушайте внимательно и запоминайте.

-А теперь кто хочет пересказывать? (вызвать 4 детей)

Вы между собой договаривайтесь,кто о каком времени года будет рассказывать. (рассказы детей).

-А сейчас кто-нибудь один перескажет рассказ целиком.

-весна теплая – а лето? (теплее,)

-трава зеленая – а после дождя? (зеленее,.)

-осенью холодно – а зимой? (холоднее,)

-береза высокая – а ель? (выше,.)

-тигр сильный – а слон? (сильнее,.)

-клубника сладкая – а малина? (слаще,.)

-вата мягкая – а пух? (мягче,.)

-дорога узкая – а тропинка? (уже,.)

-река глубокая – а море? (глубже,.)

-мальчик высокий – а его брат? (выше,.)

4. «А вы знаете, с приходом весны не только солнышко становится теплее, но и появляются другие явления в природе, характерные для весны. Давайте подумаем и назовем их!»

Игра с мячом «Весенние слова»

«Я буду называть слово и кидать вам мяч, а вы дадите ему описание, какое явление весны.

— Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо)

— Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце)

— Шумный, быстрый, холодный (ледоход)

— Быстрые, звонкие, стремящиеся (ручьи)

— Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель)

— Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий (день

— Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие (птицы)

— Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу (облака)

5. А теперь вспомним пословицы и приметы о временах года. Я начинаю, а вы продолжаете

Весна красна – цветами, а осень – снопами.

Холодная зима – жаркое лето.

Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Март сухой – урожай плохой.

Что летом припасешь – с тем зиму проведешь.

Весна да осень – на дню погод восемь.

3часть. Наше занятие подошло к концу.

-Скажите, дети, что вы сегодня узнали нового?

-Какое время года лучше всех?

-Правильно, вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами очень довольна. Спасибо вам всем.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

detsad 1367718 1577343373Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ОД по речевому развитию «Четыре желания» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Источник

Конспект НОД Ушинский «Четыре желания»

0e88 00098467 491b1f44

Тема : Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания»

Цель: Развивать интерес к художественной литературе, воспитывать чуткость к художественному слову.

Развивающие: Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Обогащать словарь детей по теме «Времена года»

Обучающие: Учить связно. последовательно и выразительно пересказывать литературный текст с опорой на наглядность. Учить правильно строить сложноподчиненные предложения. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Воспитательные: Воспитывать умение чувствовать красоту и выразительность языка литературного произведения.

Оборудование: Иллюстрации о временах года (картины природы, игры детей),

Словарная работа: карманная записная книжка,демонстрационные картинки времен года,раздаточные картинки на каждого ребенка.

I . Организационный момент.

1. Загадки о временах года:

Дел у меня не мало – я белым одеялом

Все землю укрываю, в лед реки убираю.

Белю поля, дома, зовут меня. (зима).

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня. (весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,

2 . Игра “Назови звуки”

Дети, должны назвать, какие звуки можно услышать в разное время года.

Зимой – скрип снега, метель.

Весной – капель, журчание ручья.

Летом – жужжание насекомых, пение птиц.

Осенью – дождь, шуршание листьев.

— Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания» (На доске портрет К.Д.Ушинского)

Константин Дмитриевич Ушинский знаменитый русский педагог. Он написал много книг, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей.

Чтение произведения К.Д. Ушинского “Четыре желания”

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой, румяный, веселый, и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Беседа по содержанию произведения.

Как звали мальчика? (Митя)

Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

Каким он был зимой? (Веселым и румяным)

Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

Куда записали его желание? (В записную книжку)

Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)

Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго ды, кувыркался в душистом сене.)

Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)

Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Какое время года наступило? (Осень.)

Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и жел тые груши.)

Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года!)

Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Мы на саночках катались (полуприседания),

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх),

Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!

Бабочки порхают (руки в стороны),

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (руки вверх),

Что за прелесть весна (прыжки на месте)!

Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),

В речку удочку забросим (руки вперед),

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (руки вверх),

Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

Повторное чтение рассказа.

После каждой части дети выкладывают на столах картинки-схемы по сюжету рассказа (воспитатель вывешивает на доске)

1 часть – (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

2 часть – (бабочку, цветок, книжку).

— Ребята, с вашей помощью я выложила 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.

Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.

Я предлагаю вам пересказать рассказ по частям.

Д/игра: «Подбери слово»

Воспитатель предлагает закончить предложение словом, подходящим по смыслу:

Утром светло, а днем еще(светлее)

Вечером темно, а ночью еще..(темнее)

Осенью холодно, а зимой еще..(холоднее)

Весна теплая, лето еще..(теплее)

Весной солнце светит ярко, а летом еще..(ярче)

Весной птицы поют звонко, а летом еще..(звонче)

Трава зеленая, а после дождя еще..(зеленее)

После игры дети самостоятельно образуют степени сравнения чистый (чище, более чистый), светлый (светлее, более светлый).

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Говорить-молчать и т.д.

Воспитатель предлагает вспомнить, как Митя в рассказе радовался приходу каждого времени года, и произнести фразы с разной силой голоса(шепотом, тихо), с разной интонацией.

С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).

С каким настроением вы встречаете зиму (весну,осень,лето)?

hello html 5b6562a1hello html m4de5bfc5hello html m617b896ahello html 1c021209

hello html 2ab2a6e4hello html 653102c0

hello html 4c7bddac

hello html m7345c538

hello html m32cb86f7

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

placeholder

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДБ-984991

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

На базе колледжей создадут программы профориентации

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

placeholder

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник