чему учит рассказ в п астафьева капалуха

Содержание

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

kopilka

Отзыв о рассказе Астафьева «Капалуха»

astafiev kapaluhaГлавные герои рассказа Виктора Астафьева «Капалуха» — деревенские ребята, которые вместе с учителем перегоняли стадо коров на пастбище. Путь их пролегал по лесной просеке.

В одном месте, где из леса на просеку выдавался бугорок с черничником, ребята остановились, и стали бурно что-то обсуждать. Мальчик, от лица которого ведется рассказ, подошел к товарищам, и ему показали бегающую неподалеку глухарку, которую уральские охотники называют капалухой.

А потом рядом с собой рассказчик увидел гнездо, в котором лежало четыре яйца. Глухарка высиживала эти яйца, но появление людей напугало ее и заставило покинуть гнездо. Глухарка взлетела на дерево и испуганно следила за ребятами.

Один из мальчиков предложил забрать яйца из гнезда, но рассказчик возразил ему, сказав, что для птицы исчезновение яиц станет большим потрясением.

Потом дети заметили, что у капалухи спереди выщипан весь пух и сквозь кожу было видно, как бьется ее сердце. Подошедший к ребятам учитель пояснил, что птица сознательно выщипала пух, чтобы тепло ее тела лучше передавалось будущим птенцам. Кто-то из ребят сказал, что капалуха похожа на их маму, которая ничего не жалеет для своих детей.

Затем ребята побежали догонять ушедшее вперед стадо, а глухарка, дождавшись, когда люди отойдут подальше, спустилась на землю и снова уселась на гнездо, распустив крылья. Глаза ее закрылись, но птица оставалась напряженной. Она терпеливо согревала своим теплом яйца, из которых через несколько дней должны были появиться птенцы.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Капалуха» заключается в том, что материнская забота одинакова и людей и у лесных обитателей. Мать, ухаживая за потомством, отдает всю себя, и дети, нашедшие гнездо, это поняли. Они не причинили вреда будущему потомству капалухи, и птица продолжила высиживать яйца после того, как дети ушли.

Рассказ Астафьева «Капалуха» учит бережно относиться к природе и не разорять гнезда птиц, которые беззащитны перед человеком. Рассказ учит быть чутким и сопережевательным.

В рассказе мне понравились ребята, которые сумели понять чувства капалухи и ее материнскую тревогу. Они не стали причинять вреда глухаркиному гнезду, и птица продолжила выполнять свои материнские обязанности.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Капалуха»?

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Сердце матери лучше солнца греет.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Астафьев Виктор рассказ «Капалуха»

Читательский дневник по рассказу «Капалуха» Виктора Астафьева

Автор: Астафьев, Виктор Петрович

Название произведения: «Капалуха»

Главные герои: автор, ребята, капалуха.

Второстепенные герои: учитель.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — добрый и рассудительный.

Ребята — озорные.

Хотели позабавиться, но поняли, что неправы.

Капалуха — смелая, самоотверженная мать.

Характеристика второстепенных героев:

Учитель — наблюдательный, внимательный. Много знает.

Краткое содержание рассказа «Капалуха»

Ребята, учитель и автор следовали за стадом, которое гнали к лугам.

Вдруг автор услышал крики ребят и увидел бегающую птицу.

Оказалось, что ребята нашли гнездо капалухи, хорошо спрятанное среди корней.

В гнезде нашлись яйца, которые дети собирались забрать.

Однако автору и учителю удалось убедить их не делать этого.

Они рассказали, как тяжело приходится птице, какая она самоотверженная мать.

Ребята притихли, и кто-то даже вспомнил свою маму.

Птица вернулась на гнездо, и её сердце билось сильно и гневно.

План рассказа:

Детский рисунок-иллюстрация

astafev viktor rasskaz kapaluha chitatelskij dnevnik 3 klass gdz gramota 90cad1f

Основная мысль рассказа «Капалуха»:

Главная мысль произведения в том, что любая мать пожертвует собой ради детей.

Основная идея рассказа в том, что никогда нельзя разорять птичьи гнёзда в лесу или на лугах.

Чему учит произведение:

Учит любить природу, не разорять птичьи гнёзда.

Учит любить родителей и ценить то, что они для нас делают.

Учит состраданию, милосердию, самоотверженности.

Краткий отзыв о рассказе «Капалуха» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что неважно у человека или у и животного, но матери всегда ведут себя одинаково.

Они всей грудью встают на защиту детей, забывая о себе.

Это очень трогательно.

В этом рассказе такой матерью оказалась тетёрка, птичка небольшая, но храбрая.

Она не испугалась людей и стремилась защитить своё гнездо, будущих птенцов.

Это очень добрый и познавательный рассказ.

Автору удалось рассказать о необходимости бережного отношения к природе на очень понятном примере.

Ведь у каждого из нас есть мама, и мы знаем, как она о нас заботится.

Мне очень понравилась главная героиня рассказа.

Мужественная и бесстрашная птица.

Также мне понравился автор.

Сразу заметно, что он любит природу и животных.

Он не даст наших меньших братьев в обиду.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что природу нужно беречь, а животных не обижать.

Это касается всех живых существ — птиц, зверей, насекомых, рыб и даже деревьев и трав.

Всё это живёт и делает нашу планету лучше.

Пословицы к рассказу:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

Ещё читательские дневники по произведениям Виктора Астафьева:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Урок литературного чтения d 3-м классt по программа «Школа России». Отношение к живой природе через произведение В.П. Астафьева «Капалуха»

Тема: Отношение к живой природе через произведение В.П.Астафьева “Капалуха”.

Цель: Ученик, способный выразить свое отношение через смысловое прочтение рассказа и умение работать с текстом.

Оборудование: Портрет писателя В.П. Астафьева; картина с изображением птицы-глухаря; учебник “Родная речь” 3 класс II часть.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

Учитель: Как вы понимаете его название?

— Человек должен любить родную природу, охранять и не обижать животных, обитающих в ней.

— Человек с раннего детства должен учиться правильному общению с природой и ее жителями.

— Люди обязаны знать, как правильно вести себя в лесу и при встрече с разными лесными обитателями.

Учитель: Верно, ребята. Вы правильно понимаете название раздела “Люби живое”.

Назовите произведение, которое мы прочитали в этом разделе?

II. Актуализация знаний.

Учитель: Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?

Дети: В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.

Дети: В научно-познавательных текстах используется научная лексика.

Дети: Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.

Дети: В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.

Дети: В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.

Учитель: Назовите произведения, которые мы изучили, разделив их на художественные произведения и научно-познавательные тексты.

Дети: Научно-познавательные: М.М. Пришвин “Моя Родина”

Художественные произведения: И.С. Соколов-Микитов” “Листопадничек”

В.И. Белов “Малька провинилась”

В.В. Бианки “Мышонок Пик”

Б.С. Житков “Про обезьянку”

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя-современника Виктора Петровича Астафьева.

Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсяник красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги “До будущей весны”, “Огоньки”, “Васюткино озеро”, “Дядя Кузя”, куры, лиса и кот”.

В.П. Астафьев написал несколько автобиографических повестей о своем детстве, о войне.

Учитель: Мы с вами прочитаем рассказ, а о ком он, вы определите, угадав кроссворд.

Учитель: Итак, читаем, что у нас получилось.

Учитель: Что вы знаете об этой птице, где она обитает, какой ведет образ жизни?

(Показ рисунка птицы).

Дети: Этих птиц называют глухарями, потому, что, когда они весной начинают токовать, тогда не слышат окружающие их звуки.

Учитель: Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники “капалуха”.

Капалуха – это диалектное слово, которое употребляется в определенной местности,

Проблемная ситуация: Скажите, а сможете ли вы, не читая произведение “Капалуха” определить это художественный рассказ или научно-познавательный текст о глухаре?

Дети: Мы не знаем содержание этого произведения.

Учитель: Но вы же поняли, что речь пойдет о птице капалухе?

Дети: При чтении рассказа нам нужно найти, отличая художественного рассказа от научно-познавательного текста.

— Найти образные выражения.

— Понять смысл, главную мысль рассказа.

— Любить природу, как сам автор.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Скажите, а какую нам надо провести работу на уроке, чтобы решить эту проблему?

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Чтение рассказа учащимися и выделение непонятных слов.

Дети: Пастьба, просека, валежник, озираться.

Пастьба – луг, где пасут скот.
Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают.
Валежник – сухие ветки, сломленные ветром.
Озираться – оглядываться.

(Разбор слов и эпитетов по словарям Н.М. Неусыпаевой и М.Р. Львова).

2) Повторное чтение рассказа хорошо подготовленными учащимися, и анализ произведения по вопросам и заданиям учителя.

Учитель: Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ?

Дети: Чувство грусти.

— Жалость к капалухе.

— Чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу.

Учитель: Что интересного для себя узнали из рассказа?

Дети: Я узнала, как поспевает черника.

— Где устраивает свое гнездо капалуха.

— Как глухарка любит своих детей.

Учитель: Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.

I. Описание местности, куда пришли ребята.
II. Дети увидели гнездо.
III. Поведение глухарки при виде опасности.

Учитель: А теперь давайте прочитаем I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание.

(Чтение I части до слов “Я поспешил…”)

Дети: Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес.

— Мне понравилось описание черничника.

Учитель: Читаем следующую часть. Какова основная мысль этой части рассказа?

Дети: Увидев гнездо, дети решают, как им поступить с ним.

Учитель: А вот теперь осталась самая важная часть рассказа. Почему?

Дети: Здесь рассказывается о том, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

Учитель: Прочитайте об этом еще раз.

Учитель: При помощи, каких слов автор помогает нам понять состояние птицы?

— Пыталась и не могла взлететь.

— Мела крыльями землю.

Учитель: Как вы думаете, почему она “пыталась и не могла взлететь?”

Дети: Она боялась оставить свое гнездо.

Учитель: Ребята, а почему крылья птицы “закостенели”?

Дети: Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.

Учитель: Что увидели ребята, когда капалуха “наконец взлетела на ветку”?

Учитель: Почему же брюшко у птицы было голое?

Дети: Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.

Учитель: А еще что они увидели у птицы?

Дети: На груди трепещет кожа.

— Как часто билось птичье сердце.

Учитель: Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?

Дети: “Это от испуга, гнева и бесстрашия…”

Учитель: Как вы понимаете такое состояние глухарки?

Дети: Капалуха боялась за своих будущих птенцов.

— Птице не жалко было своей жизни ради птенцов-глухарят.

Учитель: Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

Дети: Им стало жалко птицу.

— Они были поражены ее бесстрашием, материнской заботой.

Учитель: Когда дети убежали от гнезда капалухи, как у них стало на душе.

Дети: Радостно, легко, весело.

Дети: Они были довольны своим правильным решением не трогать гнездо.

Учитель: А что же капалуха? Она то успокоилась?

Учитель: Прочитайте об этом в тексте.

Дети: “Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею”

— “Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо”.

Учитель: Верно ребята, и душа и тело капалухи были рядом с ее детьми.

— А как она слетела с дерева?

Учитель: Почему плавно, а не быстро, резко и т.д.

Дети: Она боялась потревожить свои яйца резкими движениями.

— Птица даже в гнездо не забралась, а потихоньку заползла.

Учитель: Автор пишет, что после этого она “замерла”. Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?

Дети: Бывает от страха.

— От наступления долгожданного момента.

Учитель: Замените близким по значению выражением “сидела неподвижно, затаив дыхание”.

Дети: Она боялась, что опасность еще не совсем миновала.

— Она не верила своему счастью, что опять рядом со своими детьми.

Учитель: Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза “стали затягиваться дремной пленкой…”.

— А стало ли спокойно на душе у капалухи?

Учитель: Почему? Прочтите в тексте, что сказано об этом.

Дети: “Но вся она была насторожена, вся напружена”.

Учитель: А как вы понимаете такое состояние? Как сказать по-другому?

Дети: Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.

Учитель: А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?

Дети: “Сердце капалухи билось сильными толчками”.

Дети: Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.

Учитель: Чему учит нас этот трогательный рассказ?

Дети: Быть добрыми, заботливыми по отношению к животным.

— Не трогать птичьи гнезда в лесу.

— Охранять природу, не обижать животных.

Учитель: Работая над этим рассказом, о чем вы задумались?

Дети: Глухарка-птица, но вела себя, как настоящая мать.

— О материнской любви и преданности, которая есть не только у людей, но и у животных.

Учитель: Какие материнские качества ярко проявились в поведении глухарки?

Дети: Любовь, доброта, сердечность, заботливость, самоотверженность, бесстрашие, самопожертвование.

Учитель: Послушайте отрывок из книги С.Ф.Стариковича “Они живут не только в заповеднике”, о любви глухарки к своим будущим детям.

Нелегок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось”.

Учитель: Мы прочитали два рассказа о собаке Мальке и капалухе, из которых узнали, что не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой, ради своих детей.

Учитель: А теперь наступил ответственный момент, мы с вами подробно изучили рассказ В.Астафьева “Капалуха”. Скажите, это художественный рассказ или научно-познавательный текст?

Дети: Это художественный рассказ.

Дети: В этом рассказе много трогательных чувств, отношений между героями, много эпитетов, есть диалоги между действующими лицами.

Учитель: Верно, ребята. Ведь основная функция художественного рассказа в его эмоционально-эстетическом воздействии на читателя, создание образной картины окружающего мира.

Учитель: А теперь поработайте над выразительным чтением этого художественного рассказа. Вы будете работать в группах по 6 человек. Каждая группа готовит одного ученика для прочтения 3 части рассказа вслух. Подчеркните слова, которые хотели бы выделить голосом, расставьте паузы.

Учитель: Кто представит коллективную работу на суд зрителей?

(Выбирается лучший чтец, передавшей правильно свое отношение к прочитанному).

Учитель: Какова была цель нашего урока?

Дети: Найти в рассказе художественно-изобразительные средства, способные нам помочь выразить свое бережное отношение к окружающей природе.

Дети: Мы доказали, что художественное произведение гораздо интереснее, богаче лексически, чем научно познавательный текст.

— Я очень расстроилась, узнав из этого рассказа, как безжалостно могут поступать люди по отношению к животным.

— Я задумалась, как велика материнская любовь.

— Мне хочется подробнее узнать из научно – познавательной литературы о жизни глухарей. Учитель: Спасибо, вам ребята за искренние ответы и отличную работу на уроке.

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 47. В.П. Астафьев «Капалуха»

изучить произведение В.П.Астафьева «Капалуха».

научиться определять главную мысль произведения;

уметь понимать и объяснять поведение героя.

определять основную мысль текста;

по ключевым словам давать характеристику героя.

Выдающийся русский писатель В. П. Астафьев родился в 1924 году в сибирской деревне. Детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея. Поэтому отдельное место в его творчестве занимает тема природы. Об этом он говорит в рассказе «Капалуха».

Рассказ – прозаическое произведение небольшого объема, в котором изображаются одно или несколько событий из жизни героя.

Ключевые слова – это слова, выражающие главную информацию в тексте.

Рассказ, основная мысль, ключевые слова, герой произведения, образ героя.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы познакомимся с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»

Научимся определять основную мысль текста;

Сможем, по ключевым словам давать характеристику героя

Основное содержание урока

Как хороша русская природа! Густые леса, глубокие озера, широкие реки населяет множество живых существ. Иногда кажется, что лес – это волшебная кладовая, что хранит от посторонних глаз самых диковинных птиц и зверей.

Да, много секретов хранит наша русская тайга.

А знаете ли вы, ребята, что это за птица?

ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМ

Хорошего человека за версту видно, вот и писателя Виктора Петровича Астафьева каждый в сибирской тайге знал. Родился он в 1924 году в деревне Овсянка.

Детство писателя было трудным. Он рано потерял родителей, воспитывался в детском доме. Но проходили его детские годы среди густых лесов и зеркально-чистых вод Енисея – это крупнейшая сибирская река. Поэтому Виктор Петрович так хорошо знал природу, внимательно и заботливо к ней относился.

Много произведений автор посвятил природе и своей родной деревне. Один из таких рассказов – «Капалуха». А можно ли догадаться по названию, о чем пойдет речь в рассказе?

Думаю, можно, если знаешь, что капалуха – это самка глухаря, она одна выпаривает яйца, заботится о своих птенцах, учит их добывать корм и скрываться от опасностей.

Эта история случилась с автором в школьном возрасте. Начало рассказа посвящено описанию природы. Посмотрите, какие яркие слова находит Виктор Петрович, чтобы рассказать о красоте таежного края: «Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки, да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник». Ф: Подумайте, какое название можно дать этой части рассказа?

А кто из вас видел, как растёт черника? «Зеленые пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом». Почти половина рассказа посвящена ярким картинам природы, но об этом ли нам хотел сказать автор, это ли его тревожит?

В рассказе всегда важно понять основную мысль, то важное, что хотел сказать автор, для чего он создал своё произведение.

Чтобы лучше понять литературный образ, нужно посмотреть на поведение героя, найти важные (ключевые) слова.

Давайте отметим ключевые слова, чтобы описать поведение капалухи. Она «бегала с распущенными крыльями», «металась», «была настороже». О ком так переживает птица? Может быть она боится за свою жизнь?

Нет, она спасает гнездо от непрошеных гостей, в котором вот-вот должны появиться четыре птенца. Автор об этом говорит так: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце».

Разные люди в лесу ходят, по-разному себя ведут. Обрати внимание, Филин, на поведение ребят. Важно помнить, что через поступки героев автор создает их образ.

Вот и Рассказчик не сразу заметил гнездо, он «стал озираться», а когда увидел, то «сердце забилось от испуга». Его удивила эта находка. А его друзья «кричали», один из них хотел взять яйцо из гнезда. Большой бедой могла обернуться такая детская шалость. Всем важно помнить о том, чего нельзя делать в лесу.

Давайте определим, какую основную мысль выразил автор текста? Для этого нужно понять, кем восхищается автор, чье поведение его удивило.

Конечно, автора поразило поведение птицы. Он наделяет капалуха человеческими чертами: смелостью, способностью любить и защищать своё потомство. Она, как настоящая мать, не думает о своей жизни, не бросает птенцов в минуту опасности, а борется до конца. Даже мальчишки, многие из которых не знали материнской любви, так как воспитывались в детском доме, поняли смысл её поступка и не стали разорять гнездо.

Вот здесь и заключена основная мысль рассказа: материнская любовь выше всего на свете, а главное назначение человека – творить добро, не вредить.

Помните, ребята, что в лесу вас ждет много интересного, относитесь к природе с любовью, заботой и уважением, тогда все лесные секреты для вас будут открыты.

Разбор типового тренировочного задания

Задание: Выберите из списка правильный ответ:

Варианты ответов: «Живая шляпа», «Капалуха», «Моя Родина», «Растрёпанный воробей»

Подсказка: Николай Носов – автор рассказа «Живая шляпа», М.М.Пришвин – автор рассказа «Моя Родина», К.Г.Паустовский – автор рассказа «Растрёпанный воробей», В.П.Астафьев – автор рассказа «Капалуха»

Правильный ответ: «Капалуха»

Разбор типового контрольного задания

Задание: Вставьте пропущенные слова в текст рассказа В.П.Астафьева «Капалуха».

Леса были сплошь________, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди______ елей, пихт и лиственниц пошевеливали______ листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые________ ветви папоротник.

Слова для справок: хвойные, редколапых, робкой, улитками

Правильный ответ можно найти в тексте рассказа.

Источник

Как написать отзыв к рассказу Виктора Астафьева «Капалуха»?

answer avatar

Виктор Астафьев в своём рассказе «Капалуха» учит детей бережно относится к окружающему миру.

answer avatar

Рассказ «Капалуха» Виктора Астафьева может многому научить как детей, так и взрослых.

Автор рассказывает о том, как они с детьми гнали колхозный скот на пастбище. Он описывает красивые уральские луга. Вдруг перед ними выскочила глухарка, она была взволнована. Оказалось, что она защищала свое гнездо.

Кто-то из ребят предложил взять яйца. Учитель объяснил, что глухарка самоотверженно защищает яйца и высиживает их, делясь своим теплом. Один из ребят сравнил птицу с мамой, которая тоже отдает последнее детям. Яйца не стали трогать.

Этот замечательный рассказ учит тому, что важно бережно относиться к природе. Легко что-то разрушить, причинив вред, но пользы это не принесет, да и радости не доставит. Не стоит вредить живым существам.

Рассказ показывает, что даже птицы могут поступать самоотверженно и жертвовать многим ради своих птенцов. Так поступают родители, поэтому нужно слушаться их и ценить их заботу, выражая благодарность.

Этот трогательный рассказ произвел на меня большое впечатление. Я извлек важный урок и советую прочитать этот поучительный рассказ всем друзьям.

tOocznloUsA7Ad6sKBcgGHfGkKf4oth

answer avatar

Отзыв на рассказ Виктора Астафьева «Капалуха»:

В этом рассказе автор показывает как следует относится к природе, объясняет доступным языком, на очень понятном примере, почему природу нужно любить и беречь, почему нельзя обижать птиц и прочих животных.

Это заставило ребят призадуматься и они сравнили поведение капалухи с поступками собственных матерей. Они поняли, что для любого живого существа важнее всего на свете его дети, а потому никогда не следует тревожить и разорять птичьих гнезд, обижать других беззащитных обитателей лесов и полей.

Это очень правильный рассказ, который заставит многих пересмотреть свое отношение к природе.

answer avatar

Мудрый учитель пояснил ребятам, что такое взволнованное и трепетное поведение капалухи свойственно не только птицам, но и всем животным. Птичьи мамы очень заботливо относятся к потомству, а когда им угрожает опасность, то могут действовать смело и решительно. Капалуха только тогда успокоилась и уселась на гнездо, когда люди покинули местность.

Рассказ научил меня бережно относиться к живым существам, встречающимся в лесу. Я поняла, что материнский инстинкт характерен не только для наших мам, но и для всех живых существ планеты.

V05WE8fChohmldUyTElbtJpju5HdZACD

answer avatar

Рассказ «Капалуха» учит читателей лучше понимать природу и животный мир, любить их и проявлять заботу.

В рассказе мальчишки хотели разорить гнездо птицы капалухи, они выгнали птицу с яиц. Мальчики не понимали, что поступают очень плохо. Но, тут вмешался автор, он показал ребятам на птицу, после чего ребята увидели голое брюшко птицы. Ребята поняли, что клушка отдала своим детям всё, она проявляет заботу о своих будущих птенцах. Мальчики поняли, что птица, как и их мамы готова пойти на всё ради своих детей.

Ребятам стало стыдно за своё поведение.

Обязательно прочитайте рассказ, чтобы лучше понимать природу, быть к ней ближе.

answer avatar

answer avatar

В этом рассказе говорится о мальчиках, которые решили взять яйца птицы глухарь или капалухи. Птица была очень взволнована, автор обратил внимание мальчиков на это. Они поняли, что для животных их дети также дороги, как и для человека. Они осознали, что хотели совершить плохой поступок.

Мне понравился этот рассказ Виктора Астафьева. Он учит читателя бережному отношению к природе, а именно к растениям и животным. Ни в коем случае нельзя разрушать птичьи гнезда и брать их яйца.

Очень хорошо, что автор вовремя заметил мальчиков и разъяснил им, что они ведут себя неправильно.

Прочитав рассказ, я сделал вывод, что природу нужно любить и охранять.

answer avatar

Рассказ «Капалуха» читается на одном дыхании. Рассказ учит бережливости и заботе о птицах, а также знакомит читателя с животным миром. Из рассказа выяснилось, что у капалухи имеется необычный способ согревать яйца в гнезде. Самка глухаря отдает все до последнего ради спасения своего потомства. Ребята проявили любопытство, но гнездо не тронули. После прочтения следует понять, что нельзя ничего трогать и разрушать чужое. Также мне понравилось описание природы в произведении. Обязательно рекомендую к прочтению этот рассказ, который одновременно и познавателен, и поучителен, благодаря мудрому учителю все осталось целым и нетронутым.

answer avatar

Мне понравилось это произведение. Очень красивое Астафьев сделал описание природы, а ещё он показал, что настоящая мать ради своих деток готова на любые самопожертвования. Ребята гнездо капалухи нашли, но яйца с него трогать не стали, хотя могли это сделать проявив любопытство. Рассказ учит тому, что к природе и всему живому в ней, надо относиться с особым уважением и если есть возможность, то помогать братьям нашим меньшим, и оберегать их.

answer avatar

Рассказ «Капалуха» очень трогательный, он учит нас бережно относится к животным.

Мне очень понравился момент в рассказе, когда ребята сравнивают капалуху с собственными мамами, они понимают, что птичка готова на все ради своих детей и им становиться стыдно.

На примере этого рассказа видно, что детям нужно объяснять, что нельзя обижать птичек, нельзя брать яйца из гнезда, ребятам кажется это просто забавой, но птички очень волнуются и переживают в этот момент.

Также мне понравилось как автор описывает природу, делает это он мастерски.

Советую и вам прочитать этот поучительный и интересный рассказ.

answer avatar

Можно нарисовать капалуху таким образом:

yDRIKjPdXYjN6w02z0V48Mp6q5f8TS

Можете срисовать расположенную ниже картинку:

PfaCMYBJTQeWn2JMEIXvEUKRcZwZ0Vj

Если вы хорошо рисуете людей, то вам вполне по силам отразить на бумаге сценку, когда мальчик пытается забрать яйцо из гнезда. Глухарка при этом тревожится и нервничает.

VmoAF0H4IgfRO0VLXbN7gFBgfcuTSJG

Если приведенные рисунки покажутся вам очень сложными, то нарисуйте яйца в гнезде. И помните, что, следуя тексту, их должно быть четыре.

Uma6bq2BkrN6r2PIY4KHD9yQSA8ggyR

answer avatar

Начало рассказа Астафьева «Капалуха» посвящено природе Урала: автор описывает поредевшую тайгу и просеку, на которую было выгнано стадо телят и бычков. На пути ребят и учителя встретился бугорок, покрытый черникой. Вдруг ребята закричали и учитель торопливо подошел к бугорку.

Вторая часть рассказа повествует о находке, которую обнаружили ребята возле бугорка. Оказалось, что они набрели на гнездо глухарки, которое было устроено под корнем прямо посредине просеки. Возле гнезда металась капалуха, а в утепленном гнезде лежали еще теплые яйца. Ребята хотели взять яйца, но учитель обратил их внимание на взволнованную глухарку, которая взлетела и устроилась на ветке.

В заключительной части рассказа мы видим капалуху, которая после ухода детей, вернулась на гнездо. Она расправила крылья и грела яйца, хотя её тревога не прошла. Автор представил себе, как из яиц вылупятся птенцы, затем они подрастут и будут петь песни. Наверняка одна из них будет о матери, которая готова ради своих детей отдать свою жизнь.

Разделим текст на 4 смысловые части и озаглавим каждую:

5FWAzIsSXFrTD0FO9lygnh6ygz9sVp7

answer avatar

В рассказе Виктора Астафьева история о том, как деревенские дети пошли в лес с учителем и по дороге они наткнулись на гнездо глухарки, которая высиживала яйца. Дети согнали птицу с гнезда, но когда увидели, что глухарка выщипала себе по на животе пух чтобы лучше греть кладку, то не стали трогать яйца. Один мальчик сравнил птицу со своей мамой, которая отдаёт все до капельки своим детям.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector