чему учит рассказ васек трубачев и его товарищи

admin

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Осеева Валентина “Васек Трубачев и его товарищи” Читательский дневник, краткое содержание

Осеева Валентина “Васек Трубачев и его товарищи” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Осеева Валентина.

Название: «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Жанр: повесть.

Тема произведения: детство, дружба.

Число страниц: 754.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Во время войны группа детей оказывается на оккупированной немцами территории. Они борются с врагами своими методами, проявляя чудеса храбрости и героизма.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда пионеры решили, что Степан Ильич предатель, и даже не хотели есть его хлеб. Но на самом деле, всё было не так, и Степан Ильич только претворялся пособником фашистов. Ему было очень тяжело видеть недоверие ребят.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Каждый человек должен любить и защищать Родину.

Чему учит эта книга

Этот роман учит нас любить свою Родину, быть настоящими патриотами, защищать свою страну в минуту опасности. Учит мужеству и героизму, смекалке и находчивости, учит помогать друзьям и не щадить врагов.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравилась эта прекрасная книга и больше всего понравился Васёк Трубачёв. Этот ещё очень юный мальчик показал себя настоящим героем. Ему пришлось быстро повзрослеть и забросить детские шалости, он стал настоящим мужчиной, отвечающим за себя, свои поступки и своих друзей.

Новые слова и выражения

Крупеник – суп из крупы.

Хлопотун – суетливый человек, добытчик.

Хата – сельский дом на Украине.

Пословицы к произведению

Есть такое дело – Родину защищать.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина –мать, умей за неё постоять.

Пионер – всем ребятам пример.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Источник

Урок литературного чтения в 4 классе на тему » В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»

0e88 00098467 491b1f44

Урок литературного чтения в 4 классе

Крупко Т.Е. учитель начальных классов ШГ№6 имени Абая Кунанбаева г.Степногорск

Тема: В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»

Цель: Формировать представление учащихся о дружбе.

Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков,

развивать умение эмоционально воспринимать текст,

выражать при чтении чувства и характер действующих лиц,

развивать критическое мышление,

воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.

-Создать ситуации успеха для каждого ребенка;

-Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

-содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему.

-развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, самовыражении.

-формировать способность к рефлексии

-содействовать развитию умения общаться.

проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Технология: развитие критического мышления.

Приёмы: прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер,

чтение с остановками, синквейн.

1. Орг. момент. Психологический настрой

-Возьмите за руки друг друга и прочитаем девиз нашего урока. Слайд 1

Мы будем читать, размышлять,

О многом из книг узнавать.

1 этап — «Вызов» . Работа в парах. Прочитайте пословицы про себя, шепотом, вполголоса: Слайд 2

Не мил и свет, когда друга нет.

Добрый человек в добре проживет век.

— К какому разделу нашего учебника можно отнести данные пословицы? ( Мои друзья)

— Мы с вами прочитали несколько рассказов из данного раздела. Перечислите их.

Назовите те основные качества человека, которые они воспитывают

Заполним «Бортовой журнал»: Слайд 3,4,5

Слепой музыкант
Мой первый друг

Телеграмма
Васек Трубачев и его товарищи

Умение сопереживать
Вовремя прийти на помощь

– Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.)

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

-Сейчас мы с вами проведём игру «Узнавай-ка!». Я вам покажу сюжетную картинку, а вы мне –название произведения Валентины Осеевой. Слайд7

Сегодня мы будем читать отрывок из повести В.А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Как вы думаете, кто будет героями произведения? (мальчики)

— О чем может быть рассказ с таким названием?

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

— Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»? Работа со словарем Слайд 15

-А зачем человеку друг?

Продолжая разговор о дружбе и друзьях, выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.

-Подумайте, кого можно назвать товарищем, и составьте кластер со словом

Составляется кластер «Товарищ» Работа в группах. Слайд 16

Прочитав текст, мы выясним , кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

Словарная работа Слайд 17,18

Цветистый ковер ЦВЕТИ́СТЫЙ

Поймать быка за рога

Щеки лоснились Блестеть, отсвечивать. Щёки лоснятся от жира.

Размолвка- Лёгкая ссора.»Р. друзей»

Мы прочитаем сейчас текст и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.

Первичное чтение – чтение с остановками. (Читает учитель и дети).

Свое отношение к прочитанному отмечайте знаками карандашом на полях текста.

-В какое время года происходили события?

-С кем из героев нас уже знакомит автор? Почему Васька назвали «своим профессором»

-Какое настроение у героев повести?

-Что удивило вас в данном отрывке?

2 отрывок Читают дети до слов «прибавилось»

-О каких знаниях идет речь?

Первый урок был география. Сергей Николаевич принос в класс большую

сторону и потирая руки.

— Три рыбака. скажем, бригадиры рыболовецких бригад. водным путем везут в Москву. Ребята слушали внимательно, боясь пропустить хоть одно слово.

После ответов детей Сергей Николаевич

посадил всех трех учеников на место и сказал:

— Трубачев справился с трудным путем. Зорина тоже не сплоховала. А вот Мазин пока что плохой путешественник. Москва, пожалуй, не скоро получит от

него рыбу.Ребята засмеялись. Но Сергей Николаевич стал серьезным:

— Тебе, Мазин, нужно немножко подучиться. Мазин почесал затылок:

По одному взгляду его Мазин понял, что занятия будут серьезные…

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

-Что вы можете рассказать о Мазине?

-Каким он представился вам в начале и как меняется его поведение впоследствии? ( волновался,былнеуверенным, затем смог показать свои знания, говорил робким, бесстрастным голосом, стал спокоен.

-Опишите Петю Русакова.

-Как вы понимаете его фразу: «Пусть стоит!»( Он переживал за друга)

-Какова была похвала Мазину? (Я вижу,ты поймал быка за рога.. Смотри не упускай его больше.) (брать быка за рога- начинать действовать энергично, сразу и с самого главного ).Лиха беда начало

-Какие отношения были у ребят в классе?

-Умели ли они радоваться успехам друзей? Какую помощь оказал Васек своему другу?

-Как переживал за него?

Вопросы по содержанию задавала я вам. А теперь вы составляете толстые и тонкие вопросы «2 вопроса однокласснику»

Вы хорошо отвечали на вопросы. Видно что не просто прочитали, а думали на, анализировали поступки героев.Пришло время читать по ролям, вы сможете вжиться в свой образ, как настоящий актер.

— Чтение по ролям. Работа в парах.

— Выберете понравившийся диалог.

Подготовьте чтение отрывка по ролям.

Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста»

-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».

-Пожалуйста, руки вверх!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

Работа в парах Игра «Собери пословицу».( карточки)

-В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались. «Соберите» их и объясните их значение. (работа в группах)

(карточка на группу)

Друзья а товарища выручай.

Крепкую дружбу лучше новых двух.

Сам погибай, познаются в беде. Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Мудрым никто не родился, а научился.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.

Старый друг и топором не разрубишь.

-Как вы понимаете последнюю пословицу?

— Какая пословица больше всего подходит содержанию произведения?

-Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?
— Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?-Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение. – Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу. (Толерантность) Находить компромисс.(терпимость)

Синквейн тема Товарищи Слайд 19

-Оцените свою работу на уроке. Слайд 20

-Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Я узнал, что ….
У меня получилось…

Источник

Рецензии на книгу « Васек Трубачев и его товарищи » Валентина Осеева

default

zero

zero

Прочитала книгу, скажу честно, не могла оторваться, ребенок у меня еще маленький для книги,но я была в восторге,я очень люблю Осееву за ее Динку, в детстве зачитывалась ей, сейчас будучи уже взрослой снова прочла, теперь вот и и за Трубачева взялась, несомненно, современные дети должны читать эти книги, хотя может им будет непонятно вся эта добрая и, кстати, самая лучшая советская педагогика, и тем не менее, здесь показана дружба, товарищество между детьми, что, к сожалению, сейчас не хватает в наших детях, поэтому, рекомендую всем родителям, обязательно приобрести данный, не побоюсь этого слова, шедевр. ПО издательству, хочу сказать, книга написана крупным шрифтом, как раз для самостоятельного чтения младшим школьникам, есть черно-белые картинки, очень хорошие и соответствуют описанию в книги, но это только первая книга, есть еще 2

zero

Когда заказывала книгу сомневалась, что моему современному сыну будет интересна эта старая, книжка про мальчишек. Взяла сама первая почитать. Я её в детстве не читала, у Осеевой мне тогда больше » Динка » нравилась, как девочка я не любила читать книг, где главные герои ребята.

Значит открыла я вчера книгу и пропала. на весь вечер и ночью встала что бы читать.

Как же книга тонко написана, как хорошо переданы характеры мальчиков. Как славно показано что такое хорошо и что такое плохо. Никаких нравоучений, так талантливо показаны размышления детей.

Правильные диалоги без сленга, который уже порядком поднадоел в современных книгах.

Очень жаль, что 2 и 3 книги нет в этом издательстве и придется брать толстую книжку другого издательства и совершенно без картинок. Я бы лучше купила три, пусть и дороже, но в хорошем оформлении.

Источник

Рецензии на книгу «Васек Трубачев и его товарищи» Осеева Валентина

Поэтому я даже не знаю, как относиться к Ваську. Дети в то время были да, самостоятельней. И да, время написания диктует многое в этой книге.

Но, по-моему, это не повод, чтобы закрывать глаза на потоки сахарной пропаганды и трехгрошовых страстей, которые льются на нас со страниц.

Порой я приходила в ужас.

Да уж, спасибо товарищу Сталину за возможность пахать сверхурочно.

– Я думал, что говорить о чистоте и порядке в четвёртом классе мне не придётся. Но пусть это будет в первый и последний раз. Вы не малыши, и объяснять тут вам нечего. Есть староста, есть дежурный по классу, есть санком.

Да, ведь 4 класс это целых 10 лет. Конечно, уже не дети.

Дружить втроём? – переспросил учитель. – Разве ваш класс делится на такие дружные тройки? А остальные в счёт не идут?

Потому что, не знаю, дружба это зло. Или со всеми, или ни с кем.

Я думаю, что если ты не сам зачеркнул свою фамилию, то ты хорошо знаешь, кто это сделал.
– Я не знаю, – твёрдо сказал Трубачёв, сжимая зубы. «Пусть Мазин сам сознаётся, если хочет», – подумал он.
– Трубачёв, ты знаешь, – тихо и настойчиво сказал Митя.
Трубачёв опустил голову.
Ребята заволновались:
– Трубачёв, сознавайся!
– Трубачёв, говори!

Павлик Морозов стайл детектед)

Эта премия… – Митя остановился, обвёл глазами ребят и торжественно закончил: – поездка на Украину, в колхоз «Червоны зирки»!

– А куда же ты их в дождь отправил? – усмехнулся Васёк, глядя вслед ребятишкам.
– Ну какой это дождь! Пусть ко всему привыкают, – махнул рукой Саша.
– Правильно, Сашка! Ну что за Сашка! – обнимая товарища за плечи, растроганно сказал Одинцов.

Потому что им сколько, 6-8 лет? Самое время бродить под дождем и отжимать у женщин медные кастрюли.

– Мы уже всё обдумали, – смело сказал Васёк. – Как бы там ни было, а нам нужна школа. Летом ещё наши ребята приедут, тоже будут помогать. А если мы что не сумеем, тогда Леонид Тимофеевич…
– Леонид Тимофеевич не столяр и не плотник – он директор. Он будет только распоряжаться.

А 11-летки будут строить школу. Именно так все и должно быть.

Помирившись с матерью, Нюра тоже постепенно успокоилась, мать снова вызывала в ней чувство нежности и любви. Глядя, как старательно и серьёзно она помогает Федосье Григорьевне шить занавески для школы, как, окружённая ребятами, кроит мешочки для подарков бойцам, Нюра радовалась, что её мать уже не сидит дома, а участвует в общей школьной работе. Даже внешне Мария Ивановна очень изменилась. Она ходила теперь в тёмном платье и убирала волосы под скромную косыночку.

Эта порочная мама, чтобы вы понимали, смела ходить в парикмахерскую и носить шелковые платья. Но теперь-то все ок, косыночка и общественная работа всех исправят.

В тексте 3 части: в первой мы знакомимся в героем и наблюдаем за внутриклассными терками.

А между тем мое компаративистическое естество не всегда дает мне читать книги нормально. Я даже неосознанно начинаю искать параллели и типологические совпадения. Страх как люблю их.

Именно поэтому, хотя я вполне представляю, как странно это все смотрится, я буду говорить про Васька Трубачева, сравнивая его с другой, довольно похожей на него сюжетными линиями книгой. И это, естественно, Гарри Поттер.

И вот о чем я хотела сказать на самом деле.
Проблема Осеевой в том, что она все пишет в лоб.
Именно поэтому, когда у нее опять кто-то умирает, все, что я могу, это констатировать: ну конечно, ее роль в сюжете самая маленькая, кому же еще умирать.
Вот почему все гипертрофированные страсти выглядят детской возней, на которую не очень аккуратно наложена выдумка.

Все же лишний надрыв, к сожалению, убивает чувства и интерес.

А теперь поговорим о войне.

Тут хочется еще поговорить про богомерзкий Матч смерти, затхлый миф, который снова вытащили на свет, что очень печально.

Но к книге это уже никак не относится.

И там им всем и место.

«Васёк Трубачёв» оставил противоречивые чувства. С одной стороны, я многое прощаю наивному агитационному советскому детскому роману, потому что посыл у него действительно хороший. Пусть и не слишком верится во всех этих сусальных пионеров, слишком уж они идеальные, да и проблемы у них игрушечные, показательные, как в учебнике. Всё равно, почитать о школьниках, их мелких дрязгах – самое милое дело, ах, неужто мы тоже когда-то были такими и мир рушился из-за какой-то плохой оценки или обиженного товарища. С другой стороны, роман написан прямолинейно, как танк, и большую часть его немалого объёма читать откровенно скучно, тем более, ты всё равно знаешь, чего ждать в конце.

Роман состоит из 3-х книг, которые иногда даже печатают по отдельности, и я прекрасно понимаю почему. 1-я книга самая интересная на мой взгляд, потому что в ней идёт рассказ об обычных советских школьниках: уроки, учителя, дружба, стенгазеты. Впрочем, некоторая часть текста так и оставила меня в недоумении. Единственный по-настоящему сильный момент даже не приключения ребят в школе, не дурацкая победа на соревновании по ориентированию, приведшая ко 2-й части книги, а описание различных семей, по большей части неполных, многодетных, несчастных, проблемных, но всё равно крепких и дружных. Впрочем, лукавлю, есть ещё один сильный момент: даты. Мы-то знаем, что скоро школьной рутине придёт конец, потому что счётчик дней неумолимо приближается к 21 июня 1941 года. Ну а пока ребята только играют в войнушку, благо что ещё слышны отзвуки советско-финской войны. В этой части обширнее всего поднимаются вопросы дружбы и честности. В общем-то, вся трагедия «проблемы Трубачёва» высосана из пальца, но именно неумение детей «поговорить по душам» и привело к ней. Даже вполне верится, хотя внутренний мир героев, показанный в романе, какой-от восьмибитный, плоский, одноклеточный.

В итоге я понимаю, что книжка получилась ниже среднего. Детскую советскую литературу я люблю, но именно «Трубачёв» вряд ли бы мне понравился даже в детстве. Просто потому, что есть на ту же тему, только лучше. Да и потому, что не очень я верю голосу автора. Зато отлично представляю, как эта книжка может всколыхнуть ностальгические воспоминания.

Источник

«Васек Трубачев и его товарищи»: краткое содержание повести

Краткое содержание «Васька Трубачева и его товарищей» будет размещено ниже для всех, кто заинтересован. Мы разберем это произведение, расскажем, о чем оно, и поговорим о главных героях.

Главная тема

Краткое содержание «Васька Трубачева и его товарищей» включает описания приключений обычных советских девчонок и мальчишек. Все герои – ученики обычной московской школы. Все события повести «Васек Трубачев и его товарищи» разворачиваются во время Второй Мировой войны. Главной темой повести стали такие понятия, как настоящая дружба, взаимная поддержка и помощь, трудолюбие и постоянные старания в учебе. Именно так в «Ваське Трубачеве и его товарищах», Осеева вынесла самые важные для детей военного времени ценности на первый план. Произведение можно считать и художественным, и историческим одновременно.

2115549

Несколько слов о кратком содержании

Повесть состоит из трех книг. Рассмотрим каждую.

Часть первая

Говоря о кратком содержании «Васька Трубачева и его товарищей», стоит сказать, что первая часть книги посвящена тому периоду, когда война только наступала. Мать главного героя, Васи, умирает, и мальчик остается с отцом. Мальчишка старается продолжать беззаботно жить, в чем ему помогают его друзья. Отец не может заниматься воспитанием Васи из-за предвоенного положения в стране, поэтому он принимает решение о том, чтобы попросить свою сестру присмотреть какое-то время за мальчишкой. Сначала отношения между тетей и мальчиком очень натянуты, они тяжело сходятся. Но очень скоро они становятся крайне близкими людьми.

Вторая книга

Вторая часть цикла о жизни и приключениях Васи рассказывает о военном времени. Ребята отправились в поход всем классом, и их радушно встречают. В первый же вечер маленьких ребят позвали на пионерский костер. Все дети пели песни, сидя у огня. Небо казалось мирным, оно было усыпано звездами.

2115548

Уже на следующий день всех ребят собрали в поход по лесу. Тихая, мирная ночь не могла предупредить детей о надвигающейся опасности – во время лесной прогулки немцы напали на Советский Союз. Территорию, на которой гуляли дети, оккупировали фашистские войска.

Все девочки попали в плен к немцам. Учителей и преподавателей тоже забрали. Мальчишки решили вернуться в деревню. Добравшись до места, ребята увидели, что вражеские солдаты разграбили всю деревню, избили женщин, убили весь скот, сожгли многие дома и уничтожили все зимние запасы. Ребята разделились на небольшие группы и стали жить у сельчан. Вася с друзьями какое-то время пожили у председателя колхоза, но очень скоро сбежали.

Проявляя отвагу и выдержку, Васек становится командиром своего маленького отряда. Он смел, умен и умеет принимать правильные решения.

Председатель колхоза подчиняется немцам и становится у них старостой. Именно это и привело тому, что мальчики не пожелали жить с предателем и ушли. Кроме того, мальчикам нужно было выполнить задание – им надо было передать пакет в другую деревню. Они отлично справились с заданием, обойдя фашистов и не попав в плен.

Третья и завершающая часть

После множества испытаний Васька возвращается в дом тетки вместе со своими верными друзьями. Тетя очень рада встрече, она угощает всех различными блюдами, давая мальчишкам наесться. Очень скоро ребята устраиваются работать в госпиталь, где ухаживают за ранеными. Кроме того, они уговаривают свою учительницу заниматься с ними, пытаясь нагнать целый год пропущенного обучения.

2115547

Очень скоро около школы намечается новая постройка, в которой Вася и его друзья помогают. Открывается новая школа, возвращается отец Васи.

Произведение оканчивается семейным празднованием Нового года. Война окончена, и жизнь набирает новые обороты.

Источник