чему учит рассказ волки шукшин

admin

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

23.07.2019

Шукшин В. «Волки!»

Главные герои рассказа «Волки!» и их характеристика

Чему учит рассказ «Волки!»
Рассказ учит смелости и отваге, учит не отступать и не сдаваться. Учит не принимать скоропалительных решений, не идти на конфронтацию, не поддаваться эмоциям. Учит не верить людям, которые храбры только на словах.

Пословицы к рассказу «Волки!»
Волков бояться в лес не ходить.
Без беды человека не узнаешь.
Беда не по лесу ходит, а по людям.
У огня не бывает прохлады, у гнева рассудка.
Не будь овцой, так и волк не съест.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Волки!»
Рано утром в воскресенье к Ивану Дегтяреву явился его тесть, Наум Кречетов, и предложил съездить за дровами. Ему дали две подводы.
Иван не любил тестя, тесть терпел Ивана. Иван нехотя стал одеваться, ворча, что не дают человеку отдохнуть в выходной. Он мечтал переехать в город, где были отопление и водопровод.
Нюрка, жена Ивана, прикрикнула на мужа, и Иван вышел на улицу.
Ехать надо было далеко, двадцать верст, ближе рубить дрова не разрешалось. День был солнечный, снег ослепительно блестел.
Только успели выехать в гору, как из леса вышли волки. Наум мигом развернул телегу и помчал прочь, крича «Грабют!»
Конь Ивана замешкался и Иван отстал. Волки бросились за санями и легко их догнали. Вожак стал обходить сани сбоку, примериваясь к лошади. Топоры были у Наума. Иван схватил кнут и огрел вожака. Тот сбился, на него налетела стая.
Но вскоре вожак пришел в себя и снова догнал сани, держась подальше от кнута. С другой стороны сани стал обходить еще один волк.
Иван стал кричать тестю, чтобы тот остановился и дал топор, но Наум кричал в ответ, чтобы Иван что-нибудь бросил волкам. Иван заругался и Наум выбросил из саней топор.
Иван тоже выпрыгнул в снег и схватил топор. Волки навалились на лошадь и мигом ее задрали. Иван закричал на волков и пошел к ним с топором. Волки лениво отбежали, а вожак прямо смотрел на Ивана.
Иван плюнул, развернулся, и пошел в деревню.
За поворотом его ждал тесть. Увидев Ивана, Наум сразу понял, что тот собирается его бить, и погнал телегу в деревню. Иван бежал следом, размахивая топором и ругался.
В деревне Иван первым делом пошел домой, нашел недопитую бутылку и принял. Потом пошел учить тестя. Но в доме Наума его ждали. Там были тесть, Нюра, и милиционер.
Милиционер стал уговаривать Ивана успокоиться, а тот твердил, что тесть шкура, и что вдвоем они бы отбились. Тесть, видя милицию, осмелел и стал крыть Ивана, говоря, что тот против Советской власти.
Милиционер вывел Ивана и повел в кутузку. Он сказал, что нужно было учить тестя в лесу, но Иван признался, что не догнал. Иван стал просить отпустить его, но милиционер не согласился, он говорил, что Ивану нужно успокоиться, и предложил поиграть в шахматы.
Иван сплюнул и согласился.

Источник

Анализ произведения Волки! Шукшина

Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.

Жанровые особенности произведения состоят в раскрытии характеров тестя и зятя не только в общении между собой, но и в ситуации столкновения с волками.

В рассказе проблема нравственности занимает центральное место. Каким должен быть человек, сталкиваясь с непредвиденными трудностями. Как остаться человеком в постигшей его беде и помочь другим? Эту проверку на человечность в рассказе не проходят оба его героя. Их характеры здесь проявляются по-разному: чтобы выжить, Наум идет на подлость, а Иван на применение грубой силы в отношении своего врага, которым стал Наум.

Рассказ написан живой разговорной речью. Сюжет и композицию можно заключить в одно слово – «погоня». Волки гонятся за Наумом и Иваном, потом Иван гонится за тестем и сам оказывается пойман.

Идея произведения заключается как в самом сюжете, так и в названии: если человек безнравственен, то он ничем не отличается от волка.

В рассказе героями являются не только Наум Кречетов и его зять Иван Дегтярев, а также и волки.

Наум Кречетов по натуре хитрый человек. Ему совершенно не нравится зять, но он его терпит ради дочери. Его зять Иван очень ленив, любит выпить и все норовит отправиться жить в город, ибо там легче жизнь.

По-настоящему характеры героев раскрываются при неожиданной встрече с волками. Из этой непростой ситуации ни зять, ни тесть не вышли по-человечески. Наум при этом струсил и просто сбежал, оставив зятя наедине с хищниками, заботясь только о своей жизни. Иван же вступает в борьбу с волками. Ему жалко утраченного коня и в случившемся он обвиняет тестя. Если бы тот не сбежал, они победили бы волков и конь остался жив. Иван решает проучить тестя, ожидавшего его за поворотом. В этой своей злобной решительной погони за предателем, Иван напоминает волка, что гонится за человеком. Но Наум, боясь, что будет побит, снова сбегает. Пеший Иван не может догнать конного тестя. А тот, приехав домой, созвал в свою защиту от зятя дочь и милиционера. Наум, не раскаялся, что поступил плохо, обвинил зятя во всех грехах, и милиционер забирает Ивана, чтобы тот не побил тестя.

Волки в рассказе также являются полноценными героями. Они действуют слаженно и в отличие от людей знают, как кому поступить. Они, как и люди борются за выживание, но в своей борьбе они едины. Автор противопоставляет волков людям. Волки убивают за то, чтобы прокормится и выжить, а люди уничтожают других, чтобы самоутвердиться.

Вариант 2

Рассказ Шукшина волки предлагает читателю рассмотреть людей в тяжелых жизненных обстоятельствах, именно в такой ситуации, когда проявляются качества человека наиболее ярко и наиболее характерно. Тем не менее, рассказ следует рассмотреть последовательно, для того чтобы понять как композиция предлагает увидеть героев как бы в разных ипостасях.

Шукшин делит рассказ на условные три части: сборы, встреча с волками, приход домой.

Начинается история с того как просыпается с похмелья Иван, к которому приходит тесть Наум и зовет ехать за дровами. В образе Ивана явно прослеживаются коннотации сказочного Иванушки, который лежит на печке и ничего не хочет. Иван также хочет быть в городе, где нужно поменьше работать, да и дрова, например, колоть не нужно.

Наум в свою очередь представляет весьма положительного персонажа, но он пренебрежительно отзывается об Иване и является в числе всего остального хитрым. Деталь довольно существенная, которая проявляется во второй части.

Мужчины едут в санях, которые настигают волки, Науму удается уйти вперед, Иван берет в руки топор, собирается отбиться, но в итоге волки забирают коня и вожак волков охраняет собственную стаю, он готовится к натиску Ивана и может броситься, но Иван решает оставить волков в покое и идет домой.

Третья часть условно начинается с диалога между двумя мужчинами в поле. Иван негодует на Наума, он даже хочет его побить, так как, по сути, тот бросил его.

Далее ситуация продолжается в доме, в деревне, куда приходит Иван и видит остальную семью. Они собрались и позвали милиционера, который собирается забрать молодого человека, для того чтобы тот не натворил ничего. При этом семья всячески бранит Ивана по разным поводам, которые, вероятно, являются частыми упреками, когда возникают разногласия.

Иван де пришел на готовое, он не склонен к активному труду и подобное. Мы видим некие эталоны человеческого общества, которые являются аргументами для упреков, тем не менее, когда эти носители как бы человеческих идеалов оказываются в трудных условиях, они ведут себя хуже волков. Вожак стаи волков был готов защищать стаю, Наум, который формально является вожаком своей стаи, старшим в семье, не собирается защищать собственную стаю, проявляет малодушие.

Таким образом Шукшин предлагает посмотреть как обстоятельства меняют людей. Они всегда разные и многое становится понятным только при смене ситуаций. Если Наум упрекает Ивана по самым разным поводам, то в действительно трудной ситуации он становится сам достойным всяческих упреков, а Иван наоборот действует наиболее достойным образом.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Волки!

Популярные сегодня темы

Многие критики оставили свое мнение о поэме, написанной Александром Сергеевичем Пушкиным и получившей название «Медный всадник».

Одним из замечательных явлений литературы XX века является приход великого писателя, чьи труды почитаемы не только в России, но и за границей.

11 декабря 1918 гг. — день рождения Александра Исаевича Солженицына

Произведение Владимира Короленко «В дурном обществе» повествует о не совсем обычной дружбе. Вася, мальчик из благополучной и состоятельной семьи водит дружбу с двумя бедными ребятами Валеком и Марусей.

Как бы то ни было, человеческая жизнь наполнена множеством различных вещей, понятий и законов, которые взаимодействуя между собой, создают полную картину мироздания

Источник

Краткое содержание рассказа «Волки» и отзыв для читательского дневника (В.М. Шукшин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.05.2020 · Обновлено 25.05.2020

Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию сюжет рассказа В.М. Шукшина «Волки» в сокращении. Здесь Вы ознакомитесь с основными событиями в кратком пересказе, а также можете прочитать отзыв для читательского дневника.

Краткий пересказ

(253 слова) Рано утром в дом к Ивану Дягтярёву пришел тесть Наум и забрал с собой за дровами. Иван нехотя стал собираться. У них были нездоровые отношения: Наум терпел Ивана, а Иван не любил отца своей жены.

Наум раздобыл две повозки с лошадьми, и они поехали далеко в лес. Когда они поднимались в гору, то увидели стаю из пяти волков. Пока Иван пытался помочь коню переступить оглобину, тесть резво повернул своего коня и нахлестывая его стал кричать «Грабюут!». Когда сани тестя были уже далеко, Дягтерёв, наконец, справился с лошадью, волки были всё ближе. Иван не на шутку перепугался и уже почти попрощался с жизнью.

Гоня свою лошадь, Дягтерёв кричал Науму, чтобы тот остановился и подал топор, вместе бы отбились. Тесть всё же кинул топор на дорогу, но останавливаться не стал. После попыток отбиться от голодных волков, Иван всё же потерял свою лошадь и оставил на съедение волкам. Волки не обратили внимания на Ивана, и он смог уйти.

Наум ждал Ивана за поворотом и вздохнул с облегчением, когда увидел невредимого зятя. Тот был вне себя от злости. Он хотел отлупить Наума за такой низкий поступок, чтобы сейчас выпустить пар и никому не рассказывать о случившемся, но тесть в страхе уже едет в сторону деревни. Иван идет пешком. Дома Дягтерёв выпивает стакан водки и идёт в дом к Науму. Там, помимо тестя, тещи и жены, его уже ждёт милиционер, чтобы предотвратить страшные последствия. Милиционер уводит разъяренного Ивана из дома, говоря, что это для его же блага, и предлагает переночевать в сельской кутузке, чтобы он за ночь успокоился.

Отзыв

(348 слов) Рассказ «Волки» был написан Шукшиным в 1966 году. В произведении противопоставлены два разных по характеру персонажа. Иван — немного ленивый пьяница и Наум — его тесть, хитрый и расторопный старик. Тесть упрекает Ивана за его недостатки, но он не замечает свои. Упоминается, что Наум терпит Ивана только из-за дочери. Мы видим столкновение двух разных характеров. И как эти характеры будут справляться с неожиданными опасностями.

Главная мысль произведения «Волки» — не бросать других в беде и самим не быть зверями по отношению друг к другу. Когда волки нападают на сани, то Наум и Иван ведут себя совершенно по-разному. Первым в испуге и панике сбегает Наум, совершенно не волнуясь за зятя и, потеряв самообладание, даже кричит «Грабуют!». В этой ситуации тесть показал себя как трус, который не может справиться с эмоциями. Иван же проявил храбрость и даже пытался отбиться от волков. В этой ситуации проявили себя предатель и трус Наум и смелый и хладнокровный Иван. Но вот другая ситуация: после предательства Иван теряет свое самообладание, и уже он жаждет отомстить Науму. Теперь человек гонится за человеком, как это было с волками. Иван до последнего думал лишь о мести тестю, и если бы не милицейский, то всё могло закончиться плачевно. Мораль рассказа «Волки» очевидна: мы не должны уподобляться животным и жить одними инстинктами. Разум и воля должны быть сильнее чувств. Мое отношение к героям определяет название книги: они живут в состоянии вечной вражды и агрессии, поэтому постепенно теряют моральный человеческий облик.

Чему учит автор? Он говорит о том, что надо уметь не поддаваться эмоциям, быть смелым во всех ситуациях и оставаться таким до конца. Шукшин заставляет задуматься: как бы я поступил на месте Ивана или Наума, мог ли быть другой сюжет у этого рассказа? Что было, если бы тесть все-таки помог Ивану отбиваться от волков? Быть может, давнишняя распря закончилась бы миром в семье… Таково мое впечатление от рассказа «Волки» и его героях.

Мне понравился рассказ «Волки», он помог поразмышлять над важными вопросами и прийти к выводам, которые помогут мне и другим читателям правильно организовать свою семейную жизнь.

Источник

Краткое содержание рассказа «Волки» В.М.Шукшина. Чему учит рассказ?

Краткое содержание рассказа?

answer avatar

Тестя зовут Наум, он очень склочный и вредный мужик, а зять, по имени Иван молод и показывает характер ввиду своей молодости и неопытности.

Как-то очень поздно вечером им довелось вместе поехать в лес за дровами. Зять очень не хотел ехать, но чтобы тесть не обвинил его в лени он всё-таки поехал с ним.

В лесу они вдруг увидели, что из-за пригорка к ним приближается стая голодных волков. Наум в это время сидел на телеге, а Иван ехал на лошади. Конь, зачуяв волков повёл себя беспокойно, стал спотыкаться. В это время Иван вдруг увидел, что тесть его бросает и уезжает от него на телеге. Иван стал кричать, чтобы Наум не бросал его на съедение волкам, но тот бросив ему топор а сам уехал, при этом он кричал: «Грабят!»

Молодой человек понимал, что волк это не собака, его не напугать ни криками, ни ударами, он понимал, что голодного зверя ничто не остановит. Иван отбивался от волков, как только мог, но понял, что ему придётся пожертвовать своим конём. Волки насытившись конём не тронули Ивана.

Уходя из леса Иван увидел тестя Наума, тот сделал вид, что обрадовался тому, что Иван жив, но тот был на него очень зол. Наум считал, что он бросил ему топор, чего ещё не хватает?

Наум снова бросает зятя и уезжает. Иван вернувшись домой напился водки и пошёл к тестю, который в это время уже наговаривал милиции, что Иван «несоветский человек». Милиция забрала Ивана.

Милиционер пообещал Ивану, что в отделении они сыграют в шахматы.

В итоге получается, что лучше чтобы нашёлся рядом тот, кто сможет отвести от беды ради блага человека. Ведь не известно как бы себя повёл Иван, если бы милиционер не увёл его.

Qubhh2IZnF3ZPS9hkdsfVdOwjZJcE4k

answer avatar

В рассказе волки идет речь о зяте с тестем, которые недолюбливают друг друга. Однако ради женщины которая их объединила пытаются сохранить мир.

Все знают, что есть такой неприятный человек Наум и его молодой зять.

Решил как-то Наум за дровами ехать, а Иван будучи не прослыть лентяем согласился на это, да еще в плохую погоду и поздно. По дороге они встречают стаю волков и Наум кидая топор зятю попросту бросает его.

Оставшись один он не смог отбиться от волков и пришлось пожертвовать конем.

После этого Иван в гневе неподалеку встречает Наума. Иван его стыдит, что вдвоем смогли бы отбиться и конь был бы жив. Наум же не понимает ситуации, ведь топор же оставил Ивану.

Вернувшись в деревню Иван выпивает и идет к Науму. А там уже ждет милиция при том, что Наум наговаривает, какой Иван не советский человек. Милиционер забирает Ивана предлагая якобы поиграть в шахматы. Милиционер по сути увел злого Ивана от этого гнилого Наума.

Рассказ учит нас нескольким вещам. Автор высмеивает трусость и поведение одного из героев, а именно Наума. Он бросил родного человека в беде, где могла произойти страшная беда.

Ну и второе, если выпил, то не стоит разбираться. Разбираться на пьяную голову сравнимо преступлению, там может произойти что угодно.

answer avatar

Шукшин «Волки» краткое содержание:

Зять Иван и тесть Наум отправились зимой в лес за дровами. У них и так были непростые отношения. Зять больше хотел жить в городе, а тесть больше ценил село. А тут на них напали волки, точнее они подобрались к саням зятя. Пока зять впрягал коня, тот заступил оглоблю, тесть с криками припустил своего. Волки догоняли Ивана, а оба топора были в санях тестя. Зять попросил, чтоб тесть ему бросил один топор и помог отмахаться от волков. Но Наум лишь топор бросил, а сам пустился наутек. Пока Иван доставал из снега топор, волки набросились на его коня.

Зять злой пешком пришел в село и хотел проучить тестя, отлупить того. Но за Наума вступились жена Ивана Нюра и милиционер.

В читательский дневник можно написать так:

Главные герои произведения, а отзыв о прочитанном можно почитать в моем ответе.

answer avatar

Рассказ Шукшина «Волки».

Главные герои рассказа: Иван Дегтярев, колхозник; Наук Кречетов, тесть Ивана; Милиционер.

В рассказе рассказывается о том, как Наум, позвал своего зятя Ивана в лес, за дровами. Зять особо сильно не хотел ехать, но все таки согласился. Поехали они в лес, зять верхом на коне, а тесть в телеге. Вдруг на встречу, вышла стая голодных волков. Тесть струсил, и сразу побежал назад с криком «Грабят», а Иван остался. Иван понимал, что ему не поможет ни его крик, ни его хлыст. Волки, это страшные хищники, которые ни перед чем не остановятся, тем более голодные. Он начал отбиваться от волков, но это плохо выходило. Поэтому, Иван решил пожертвовать конем. Когда волки насытились, они не стали трогать человека.

Нам рассказали о двух главных героях, которые попали в экстремальную ситуацию. У них нет симпатии друг у другу, они вечно высмеивают друг друга, и подшучивают друг над другом. Но у них есть одна родня женщина, которая их связала, поэтому они сохраняют нейтралитет и мир.

Рассказ учит тому, что всегда нужно находить положительные стороны у человека, даже если он Вам не нравится.

answer avatar

Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:

Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:

Главная тема, чему учит сказка?

Пример отзыва для читательского дневника

Источник

Чему учит рассказ волки шукшин. Анализ «Волки» Шукшина (Школьные сочинения). IV. Обратить внимание учащихся на стенгазету

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте «Тихий Дон», а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ «Двое на телеге». Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание «Волков» Шукшина В. М.

История рассказа «Волки»

Рассказ «Волки» был написан в 1967 году и стал одним из знаковых произведений литературного творчества Василия Макаровича. Краткое содержание «Волки» Шукшина В. М. не может передать юмор и глубину повествования, присущую всем произведениям писателя. Несмотря на краткость, простоту и непритязательность, все произведения Шукшина поучительны и глубоко нравственны.

Василий Макарович возлагал большие надежды на одну из своих первых работ, где он выступил в качестве сценариста. Речь идет об историческом фильме о Распутине. В 1967 году проект, над котором автор работал больше двух лет, был отклонен. Возможно, это событие повлияло на название и общий эмоциональный план рассказа «Волки».

Краткое содержание рассказа «Волки» Шукшина В. М.

Прочтение полного произведения занимает не более 10 минут. Краткое содержание «Волков» Василия Шукшина по объему сопоставимо с оригинальным текстом, но, безусловно, проигрывает в выразительности и образности повествования. Писатель является признанным мастером краткого рассказа.

2026663

С собой у героя нет ничего, кроме бича для лошади и сена в санях. Наум же, даже не думает притормозить и помочь мужу дочери, даже топор согласился передать не сразу, да и тот швырнул на обочину. Иван сходит с саней, а волки догоняют и задирают его лошадь.

2026692

Стая не трогает мужчину, но он разозлен и обижен. Иван ругает тестя за трусость, обещает побить за подлость, но догнать Наума не может. Финал рассказа и смешон, и трагичен одновременно. По возвращении в деревню Иван находит жену и Наума в компании милиционера. Тесть обвиняет зятя в дебоширстве и нелюбви к власти, Ивана уводят в «сельскую кутузку» «от греха подальше», хотя милиционер признается, что Наум и ему не нравится.

Нравственность в рассказе «Волки»

2026994

Урок внеклассного чтения

В 9 классе по теме:

анализ рассказа Шукшина «Волки»

(Приглашаю к разговору)

Оформление: портреты В. Шукшина,

эпиграф, словарная работа,

русского языка и литературы

Эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения нашего земляка, моего коллеги, учителя Анатолия Казанцева из посёлка Пионерский.

Сегодня нашим собеседником станет человек, обладающий удивительно чуткой душой, необыкновенным внутренним зрением, мастер видеть жизнь через увеличительное стекло и замечать в ней такие тонкости и штрихи человеческой сущности, которые мы не замечаем.

Вглядимся в портрет Василия Макаровича Шукшина, в нём поражает искренность, внутреннее беспокойство, простота, удивительная человечность, доброта, связь с простым человеком, т.е. со мной, с тобой, с теми, кого он любит, с народом.

Вникая в жизненные миниатюры Шукшинских сюжетов, видишь все свои недостатки. Совесть не может оставаться равнодушной. Неловко бывает за себя, за тебя, за поступки других людей.

Мы уже познакомились с рассказом «Волки», впервые он был напечатан в журнале «Новый мир» в 1967 г. В его основу положен реальный случай, который рассказала автору мать. И мастерство Шукшина в том, что он сумел прервать услышанное в очень глубокое произведение, поднимающее до сиз пор актуальные нравственные проблемы.

А сегодня я приглашаю вас к разговору непростому, взрослому. Буду рада, если итогом урока будет то, что вы уйдёте с него чуточку чище, нравственно выше, добрее.

Начать разговор я хочу со стихотворения Анатолия Казанцева, из которого взят эпиграф к нашему уроку.

Нас приучают к мысли, что мы волки,

Что надо волчий выучить вокал,

Я зеркало разбил на мелкие осколки,

Чтобы не видеть хищный свой оскал.

Мой меньший брат, мой враг четвероногий,

На время поселившийся во мне,

Дремучий зверь, озлобленный, жестокий,

Тень человека видит на стене.

(Эпиграф выражает основную мысль нашего урока, часто в душе человека борятся доброе и злое, живёт хищный зверь, который может изнутри разрушить человека. Человек должен избавляться от всего недоброго в себе, оставаться как бы ни была жестока жизнь, человеком).

(В рассказе неожиданно появляются волки, которые угрожают жизни человека, но здесь есть и другой смысл).

Волки – это люди, способные предать, бросить в беде, спасающие только свою жизнь.

Эгоизм трусость через

Равнодушие разобщённость эти негативные

Злоба жестокость качества

Малодушие потеря совести происходит

Хищничество изворотливость потеря всего

Зависть лживость человеческого

(Два человека, родственники, тесть и зять, между которыми сложились далеко не простые отношения, едут в лес за дровами, неожиданно появляются волки и начинают погоню за людьми. Тесть, вырвавшись вперёд, бросает зятя одного с пятью волками. Чудом удаётся спасти свою жизнь).

(3 части, о чём в них рассказывается, как их можно озаглавить?)

1 часть. Ранний визит Наума

3 часть. Чтобы ты человеком был

Давайте проанализируем первую часть.

Между кем и кем возникает конфликт? Как мы это видим? Как они относятся друг к другу?

Но ведь и речь героев является средством характеристики. Последним, как через разговор родственников можно увидеть их враждебность друг к другу?

Иван ведёт себя более сдержанно, мечтает о лёгкой жизни, об устроенном быте в городе, не торопится вставать, ему не хочется трудиться в воскресный день, он не отвечает на приветствие тестя, чем проявляет неуважение к человеку старше себя, иронично звучит его обращение к тестю: «ваше благородие». Итак, между зятем и тестем возникает конфликт. Они, хотя и родственники, но чужие друг другу люди.

Положительное в характере Наума? Характеристику героев даёт

Трудолюбив, энергичен (уже на ногах), ловкий, деловой, проявляет заботу о семье дочери, прожил жизнь в деревне, ему привычен деревенский быт, он любит деревню, воспитал хорошую дочь, она уважает отца и всегда держит его сторону.

Наум – имя от слова «ум», «умный», есть основание, он в семье старший, опытный.

И только слово «хитрый» заставляет нас насторожиться. Что же означает это слово? Заглядываем в толковый словарь:

Хитрый – способный обмануть, извлечь для себя выгоду, вывернуться из любой ситуации.

Отрицательное в характере Ивана:

(Иванушка – дурачок, лежит на печи да ест калачи, ассоциация с героем народной сказки).

Возможно не только за то, что Иван «на всё готовое пришёл», но и за это невзлюбил тесть своего зятя. Трудно разобраться в характере этих людей. На чьей стороне ваши симпатии? Кажется, что Наум выигрывает в сравнении с Иваном.

С чего начинается вторая часть? (с описания природы). Зачитайте.

Какую роль играет пейзаж в рассказе? Что он подчеркивает? (в природе всё спокойно, тишина и красота, гармония, а в мире людей – неприязнь, враждебность, отчуждение)

Какой композиционный приём использует автор? (антитезу).

Мир природы – мир человека отношений

Ребята, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он проходит проверку на прочность, на порядочность, на человечность. Это своего рода серьёзное испытание, и далеко не каждый способен пройти его достойно. Эту мысль подтверждает рассказ.

Прочитаем эпизод погони по ролям (Наум, Иван, автор)

Наум – предал зятя, он спасал свою шкуру, бросил его одного в тяжелейшей ситуации,

Оставил одного с пятерыми волками, струсил, отказал в помощи.

Иван – пытается просить помощи, в этой ситуации забывается о своих антипатиях к

«отец», «мы отобьёмся» (пытается с ним объясниться), не сразу осознаёт всю

Опасность, теряет время, ни разу не видел волка.

Зачитайте описание волка – вожатая. На протяжении всего рассказа меняется наше отношение к Науму, возникает лексика возрастающего негатива: «гад», «шкура», «сука», «председатель», «змей ползучий», «сволочь».

Что является кульминацией? (поединок волка и человека).

Как ведёт себя вожак? Зачитайте. (настороженно следит за человеком, чувствует опасность, готов в любую минуту защитить стаю, броситься на человека).

А ведь Наум – тоже вожак, старший в семье и умудренный жизненным опытом.

Как он ведёт себя? (бросает родственника, не хочет нести ответственности за жизнь человека)

Волк вожак – вожак семьи Наум

Сила, единство – слабость, разобщённость.

Кто оказался сильнее волки или люди?

В чём проявилась сила волков и в чём слабость людей?

Волки – единый лагерь, сплочённая, дружная стая

Как показано единство хищников (через 3л., мн.ч. глаголы)

Найдите подтверждение этой мысли

Люди – разобщены, спасаются по одиночке, оказываются слабыми.

Оказывается людям есть чему поучиться у природы (ведь волки – часть природы), они оказываются мудрее, чем люди.

Ваша позиция? Как должен был повести себя Наум? (помочь, не бросать, перебороть свою трусость)

Почему он, умудренный опытом, оставил человека?

Что сделало из него волка, спасающего свою шкуру? (малодушие, трусость, «шкурничество», эгоизм)

Как мог поступить Наум при встрече с Иваном? (признать свою вину, повиниться)

Читая начало рассказа мы и подозревать не могли о том, какие негативные качества есть в характере Наума, и только здесь они проявились в полной мере.

О чём говорит развязка? Посмотрим 3 часть.

Какой новый герой возникает в рассказе? (в последней части в доме Наума появляется милиционер)

(Милиционер, посторонний человек. Автор показывает, как к этой истории отнесся человек со стороны).

С одной стороны – он на стороне Наума, т.к. ему грозит расправа зятя и он обязан защитить по закону тестя.

С другой стороны – по – человечески он на стороне Ивана.

Какова тема рассказа? Сложные взаимоотношения между людьми, посредством которых перед нами раскрываются их несовместимые нравственные ценности. Т.о. автор помогает понять такую мысль: первое впечатление о человеке бывает обманчиво, но сама жизнь может сорвать маску с любого человека и обнажить его волчью сущность. За внешним обаянием скрывалась чёрная душа.

(побить, проучить чтоб он стал человеком, и в подобной ситуации уже повёл себя по другому). Слова Ивана: «Чтобы человеком был. » К кому обращены эти слова? (не только Науму, автор через эти слова обращается и каждому из нас)

«Чтобы ты человеком был. »

А что по вашему человек должен воспитывать в себе, чтобы быть им:

эти положительные Доброту

формируется Ответственность за судьбу другого

Способность проявить мужество

И постоять за слабого

Из всего этого следует, что человек должен воспитывать свою душу, избавляться от волчьего, хищного, негативного через миссию доброты и понимания, уважения и порядочности, человечности и милосердия, иначе он превратиться в тень человека.

Душа каждого из нас душа человека подобна саду, и от человека зависит, какой сад вырастит он в своей душе, сад красивый, ухоженный, приносящий радость и счастье не только самому хозяину, но и другим людям, или же этот сад будет заброшенным, заросшим сорняками и бурьянам, который не плодоносит, не радует других людей, вызывает лишь уныние и сожаление. Рассказ Шукшина учит, как быть человеком.

Попробуйте написать продолжение рассказа (возьмите такой заголовок: «Продолжение напишет жизнь»)

Оформление на доске

Обаятельный – полный обаяния, очарования.

Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего – либо.

Шкура – (глубокое, просторечное), продажный человек, корыстный, преследующий только личную выгоду.

Шкурник – тот, кто заботиться о своём благополучии, о своих личных выгодах в ущерб другим.

Вожак – тот, кто ведёт за собой (здесь применительно к человеку).

Нравственность – 1) совокупность норм поведения человека в каком либо обществе.

2) моральные качества человека.

Нравственные проблемы 60-70-х годов XX века осмысливаются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова. Эти авторы рассматривают тему духовности русского человека.

Ситуация сложилась так, что Ивану была необходима помощь Наума. Наум должен был всего лишь придержать лошадей, и тогда они с Иваном отбились бы, от волков. Но тот струсил, и Иван оказался в большой опасности. Наум предал его.

Волки напали на сани и растерзали лошадь. Только смелость и самообладание Ивана спасли его, он выжил. Вот вам и простой мужик, вот вам и «гол, как сокол!», как говорил Наум. Выжил в такой ситуации, не струсил. Смелый человек. А Наум оказался трусом и предателем.

Но вот и последующий момент сюжета. Иван решил свести счеты с негодяем. И началась другая гонка. Тогда волки догоняли человека, а теперь человек догонял человека. Чем эти двое лучше волков? Жажда мести, злоба превращают людей в зверей. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Конфликт продолжается дома у Наума, когда Иван пришел все-таки разобраться с предателем. Хорошо, что милиционер вмешался, а то бы произошло убийство.

Благодаря этому рассказу я для себя окончательно уяснил, что трусость, пожалуй, самый скверный порок, он зачастую порождает в человеке подлость, предательство, вызывает в нем к жизни все плохое, без чего наше существование, к сожалению, не обходится и по сей день.

Почти все авторы, рассматривающие так или иначе проблему нравственности в своих произведениях, не берутся решать эту проблему в каком-то одном ключе, хотя и имеют довольно четкие представления о нравственных категориях. Однако, показывая несовершенство человека, постоянно преступающего законы морали, они тем не менее подходят к этой теме с известной долей осторожности, стараясь избежать прямолинейности, ходульности образов, назойливой назидательности.

Нравственные проблемы 60-70-х годов XX века осмысливаются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова. Эти авторы рассматривают тему духовности русского человека.

Показывает нам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Из его рассказов можно извлечь для себя мораль. Например, как в рассказе «Волки». Здесь мы видим, что бывает, когда люди превращаются в зверей.

Они едут в лес за дровами, и на них нападают волки. Первым

Ситуация сложилась так, что Ивану была необходима помощь Наума. Наум должен был всего лишь придержать лошадей, и тогда они с Иваном отбились бы, от волков. Но тот струсил, и Иван оказался в большой опасности. Наум предал его.

Волки напали на сани и растерзали лошадь. Только смелость и самообладание Ивана спасли его, он выжил. Вот вам и простой мужик, вот вам и «гол, как сокол!», как говорил Наум. Выжил в такой ситуации, не струсил. Смелый человек. А Наум оказался трусом и предателем.

Но вот и последующий момент сюжета. Иван решил свести счеты с негодяем. И началась другая гонка. Тогда волки догоняли человека, а теперь человек догонял человека. Чем эти двое лучше волков? Жажда мести, злоба превращают людей в зверей. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Конфликт продолжается дома у Наума, когда Иван пришел все-таки разобраться с предателем. Хорошо, что милиционер вмешался, а то бы произошло убийство.

Благодаря этому рассказу я для себя окончательно уяснил, что трусость, пожалуй, самый скверный порок, он зачастую порождает в человеке подлость, предательство, вызывает в нем к жизни все плохое, без чего наше существование, к сожалению, не обходится и по сей день.

Почти все авторы, рассматривающие так или иначе проблему нравственности в своих произведениях, не берутся решать эту проблему в каком-то одном ключе, хотя и имеют довольно четкие представления о нравственных категориях. Однако, показывая несовершенство человека, постоянно преступающего законы морали, они тем не менее подходят к этой теме с известной долей осторожности, стараясь избежать прямолинейности, ходульности образов, назойливой назидательности.

Шукшин является человеком, у которого большая и широкая душа и необыкновенное внутреннее зрение. Он всю свою жизнь видел все, что с ним происходит через специальное стекло и всегда замечал даже самые мелкие детали.

Если внимательно посмотреть на портрет Шукшина, то можно понять, что он не только добрый, но и открытый человек.

Произведение «Волки» был напечатан в 1967 году. Это не просто рассказ, это настоящая история, про которую ему рассказала его мама.

Главным героем стал Иван. Это мужчина, который ничего и никого не боится, вот только для того чтобы его заставить что-то делать нужно хорошенько постараться. Больше всего на свете ему нравится расслабляться, и делает он это при помощи водки. А вот второй главный герой по имени Наум является его тестем. Иван ему сразу же не понравился. И когда он пришел к нему, то увидел, что Иван лежит и отсыпается от вчерашней бессонной ночи. Наум решил отправиться в лес за дровами и берет с собой Ивана. Конечно, мужчина старается разными способами отгородить себя от поездки, но ничего не получается и ему ничего не остается как отправиться в лес.

Они даже и предположить не могли, что неожиданно на их пути окажутся волки, которые уже несколько дней ничего не ели. Наум очень испугался и поэтому столкнул с телеги Ивана и бросил ему топор, а сам развернул лошадь и уехал домой. Ивану удалось отбиться от волков, а вот лошадь не удалось спасти, ведь на нее напали волки и обглодали. Мужчина думал, что следующей жертвой окажется он, но наевшись волки ушли в лес. Если бы мужчин было бы двое, то им бы удалось отбиться от волков и сохранить жизнь лошади. Когда он вернулся домой, то увидел, что тесть был, не очень-то рад этому.

И тогда у него зародилась обида на него и ему захотелось сделать все для того чтобы отомстить тестю за это. О своем происшествии он никому не рассказывает. Для начала он решает поговорить обо всем, что случилось в лесу с тестем, но он всячески старается избежать данного разговора. А для того чтобы отгородиться от Ивана Наум решает пригласить к ним в дом милиционера. Когда все-таки Иван начинает затрагивать разговор про лес, то Наум в ответ оскорбляет его, а мужчина не выдержал и накинулся на него. Но милиционер все это вовремя предотвратил. И забирает его в отделение. А поскольку там милиционер находится один, то он предлагает Ивану сыграть с ним в шахматы и тот соглашается.

Шукшин находится на стороне Ивана и он также думает, что какая бы ситуация не была в первую очередь нужно оставаться человеком. А поскольку он бросил Ивана, то он сделал правильное решение наказав его. Раньше он даже и не думал о том, что еще существуют такие люди, которые могут оставить другого человека в трудной ситуации и спокойно уехать домой. И как потом этого человека можно назвать человеком.

Несколько интересных сочинений

Образы сочинений и темы в 8 классе

Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.

В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова описала весь ужас сталинских репрессий. Уникальность поэмы заключается в том, что написана она была как раз тогда, когда происходили эти страшные события

Источник