чему учит рассказ вовка добрая душа

Содержание

Барто Агния стихотворение «Вовка — добрая душа»

Читательский дневник по сборнику стихотворений «Вовка — добрая душа» Агнии Барто

Автор: Агния Львовна Барто

Название произведения: «Вовка — добрая душа»

Главные герои: Вова.

Второстепенные герои: взрослые и дети с Вовкиного двора.

Характеристика главных героев:

Вовка — вежливый и приветливый мальчик.

Верит в добро. Открытый и позитивный ребёнок.

Характеристика второстепенных героев:

Взрослые — любят отзывчивого мальчика.

Дети — обожают героя, который им во всём помогает.

Краткое содержание сборника «Вовка — добрая душа»

Автор познакомилась с новым мальчиком.

Он оказался приветливым и весёлым, всем старался помочь.

Мальчик успокаивал детей в колясках.

Вовка пообещал стать старшим братом Кате, за которую некому было заступиться.

Он знал, кто крадёт молоко у черепахи, в сильную жару раздавал людям воду и самодельные веера.

Герой помогал животным, любил собак и не уважал хитрецов.

Но потом мальчик стал взрослеть и застеснялся своей доброты.

Вовка пытался стать как все мальчишки, но ночами просил прощения у кошек и закопал рогатку.

Стихотворения сборника:

Основная мысль сборника «Вовка — добрая душа»

Главная мысль сборника в том, что нельзя стесняться делать добро.

Основная идея сборника в том, что, помогая людям, человек сам становится лучше.

Чему учит сборник стихотворений

Стихи учат быть отзывчивыми, искренними и улыбчивыми.

Учит помогать людям и животным.

Учит заступаться за слабых и маленьких.

Краткий отзыв по циклу стихотворений «Вовка — добрая душа» для читательского дневника:

Прочитав этот сборник, я подумала о том, что каждый человек должен стараться приносить пользу другим людям, жить не только для себя.

Герой стихов — маленький мальчик, но открытый и отзывчивый.

Он не был равнодушным к чужим бедам и старался всем помочь.

Это очень интересное и местами смешное стихотворение.

Поэтессе удалось придумать занимательный образ, мальчика, живущего для других людей, помогающего окружающим.

Мне понравился Вова.

Он находчивый, умный, всегда смеющийся мальчик.

Не пройдёт мимо, если кому-то плохо.

Он всегда найдёт выход из сложной ситуации.

Я всем советую прочитать этот сборник и подумать о том, что доброго человека знают и любят все.

И потому быть добрым очень приятно.

Пословицы к сборнику:

Словарь неизвестных слов

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Закричал мне из окна:

Ещё читательские дневники по произведениям Агнии Львовны Барто

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Анализ сборника стихотворений «Вовка добрая душа» Агнии Барто

md foto

Сборник стихотворений Агнии Барто «Вовка — добрая душа» до сих пор читают с удовольствием и взрослые, и дети. Дело в том, что цикл поднимает вечные темы доброты, отзывчивости и дружбы.

Первое стихотворение рассказывает о мальчике, который из окон желал торопящимся на работу взрослым и на учёбу детям доброе утро. Всего лишь вежливая фраза, произнесенная с улыбкой способна на многое, даже ранним утром поднять настроение невыспавшимся людям. Именно с урока вежливости начинается наше знакомство с главным героем — «белоголовым пареньком» Вовкой.

Во втором стихотворении Вовка помогает бабушкам успокоить раскапризничавшихся внучат. Бабушки не могли справиться с малышами, а герой развеселил их, станцевав и спев песню. Здесь герой преподаёт нам урок уважения и помощи старшим. Пожилые женщины уже не могли танцевать, Вова понял это и помог им.

В следующем стихотворении «Как Вовка стал старшим братом», мальчик жалеет маленькую Катеньку. Дети хвастались старшими братьями, которые защищают их и не дают в обиду. А девочка одна в семье и ее безнаказанно обижает даже кот. Паренек обещает, что с понедельника он станет её старшим братом и будет заступаться за нее. Ребёнок понимает, что значит быть справедливым, защищать тех, кто младше и слабее.

Настоящий человек с добрым сердцем всегда готов помочь, и не только другому человеку, но и братьям наших меньшим. Об этом мы прочитаем в следующем стихотворении: «Про Вовку, черепаху и кошку». Малыш заметил, что похудела черепаха в живом уголке. Девочки смеялись над ним, потому что не замечали изменений в бессловесном животном. Но Вовка решил проследить, как черепаха ест и понял, что ее молоко выпивает кошка. Ещё одна черта доброго человека — это чуткость и внимательность к живой природе. Мальчик беспокоится о зверях, действительно стремится о них заботиться, а не относится как к обычной игрушке. Доброта к животным – обязательная черта характера хорошего человека.

Есть еще несколько историй о Вовке в сборнике. Летом, когда все жители родного беловолосому пареньку города – Загорска, очень хотели пить и изнывали от жары, он сначала бегал и носил всем воду, а потом смастерил веера, чтобы пожилые и молодые люди обмахивались ими и легче переносили зной. Помог он и птенцу, который после грозы остался в покосившемся скворечнике и мог выпасть. Вовка просил взрослых помочь, беспокоился, болел душой за птенца, что еще раз характеризует его как чуткого человека.

В последнем стихотворении Барто рассказывает, как в 12 лет мальчик начал стесняться своей доброты и хотел стать злым – обижать кошек и воробьев. Но он не смог перебороть свою добрую натуру и в итоге закопал рогатку, а у кошек просил прощения.

Агния Барто показывает нам главные качества настоящего человека, показывает, что такое зло и добро и учит делать добрые дела.

Источник

Как написать о книге «Вовка-добрая душа» используя эти опорные слова?

Задание по литературе Расскажи о книге А. Барто «Вовка-добрая душа». Составь рассказ о книге, используя опорные слова.

Стихи, добрая, поучительная, весело читать, о детях, легко запомнить, читают и взрослые, и дети, смеются, учатся жизни по книге.

answer avatar

В него входят такие произведения как:

cN8gMl286M0qdyQZohvFYwSfwqyYSbg

Рассказ о книге «Вовка-добрая душа» Агнии Барто.

Открывая новую книгу, всегда интересно, что же в ней. В какой мир поведет читателя за собой автор, какие истории ему расскажет.

Это сборник стихов вышел еще в 1962 году, но и сейчас произведения Агнии Барто читают и взрослые и дети, учится жизни по этой книге.

answer avatar

Используя опорные слова, можно составить краткое, но достаточно ёмкое описание данного сборника, которое вполне сможет послужить аннотацией к нему.

answer avatar

Начните с того, что это сборник стихов. Описывая суть стихотворений, сделайте вывод, что все они носят добрый характер и являются поучительными. Конечно, стоит помнить, что Барто писала для детей и о детях, поэтому книгу легко читать, а юмор произведений добавляет книге элемент веселости.

answer avatar

Книга Агнии Барто «Вовка-добрая душа» написана в виде СТИХОВ, уже само название говорит о том, что книга ДОБРАЯ, но вместе с тем она ПОУЧИТЕЛЬНАЯ. Автор не навязывает свое мнение, но дает элементарные правила жизни, которые важно всем знать. Книгу ВЕСЕЛО ЧИТАТЬ, она О ДЕТЯХ, и хоть дети в каждом поколении немного разные, но мечты и поступки у них одинаковые. Книга написана так просто и понятно, что стихи ЛЕГКО ЗАПОМНИТЬ, и она настолько близка всем, что читают ее И ВЗРОСЛЫЕ, И ДЕТИ. Все СМЕЮТСЯ, но одновременно и УЧАТСЯ ЖИЗНИ ПО КНИГЕ.

answer avatar

Рассказ о своем любимце для 2 класса можно написать так:

answer avatar

У каждого человека есть край, который тот считает родным и который всегда остается для него самым любимым.

Это край, где человек настойчиво пытался преобразовать природу, но к счастью в котором все еще остались нетронутые человеком уголки.

В родном краю и солнце светит ярче, и вода в родниках вкуснее, и цветы пахнут лучше всего на свете.

Здесь много зверья и птиц, а какие здесь бабочки! Как они порхают летом над лугами и какой звон стоит в траве от миллионов кузнечиков.

Но и зимой мой родной край прекрасен. Глубокие снега и сильные морозы, сменяются оттепелями. В лесах снега так много, что легко можно провалиться с головой и все равно не достать земли. Реки скованы толстым слоем льда и на нем сидят огромными толпами рыбаки.

Я очень люблю свой родной край и его природу.

answer avatar

рассказ для 2 класса.

Сегодня утром я проснулась от тишины. За окном не было привычного стука капель по крыше, не было слышно как машины едут по лужам, забрызгивая зазевавшихся прохожих.

Я удивилась, откуда такая тишина, что случилось?

Я встала подошла к окну и обомлела.

Это было так необыкновенно и волшебно, что я засмеялась. Наконец-то идет снег! Первый в этом году снег! Да еще и такой пушистый, что его так и хочется взять на руки и дунуть, как на одуванчик, чтобы снежинки разлетелись во все стороны.

Я очень рада первому снегу.

answer avatar

Опишем мальчика-героя рассказ Житкова «Как я ловил человечков» по плану:

answer avatar

Ох, захотелось Темке на улицу, да нельзя, ведь уроки нужно делать.

Решил Тема за другом своим Толиком зайти, позвать Толика во двор, чтобы вместе погулять. Позвонил ему в домофон, а мама Толика сказала, что он уроки делает и выйдет через 2 часа гулять. Такая же история была и с Васей, и с Марком.

Долго ходил Тема по двору и от скуки даже устал.

Тут смотрит Тема, а мама с работы идет, увидела его и домой зовет.

Пришли они с мамой домой, а мама спрашивает ты чего Тема гуляешь? Уроки сделал?

Сидит Тема, делает уроки, а они не делаются.

Решил в окно посмотреть, а там уже все друзья вышли гулять. Толик с Марком в мяч играют, а Вася на турнике отжимается.

Так захотелось Теме выйти во двор, аж в душе что-то заныло.

А нельзя, ведь мама не пустит, уроки то не сделаны.

Когда Тема доделал все уроки, уже было темно и гулять было нельзя, нужно было ложиться спать.

Перед сном Тема долго думал, почему он так скучно провел день, почему его поругала мама и почему он так устал от уроков.

Когда Тема потянулся рукой к ночнику, чтобы выключить свет, то вдруг толкнул книгу, она упала и раскрылась.

Источник

Анализ стихотворения Барто Вовка добрая душа

Анализ стихотворения Барто «Вовка добрая душа»

Анализ стихотворения Барто «Вовка добрая душа»

Analiz stihotvoreniya Barto Vovka dobraya dusha 1

Детская поэтесса Агния Барто известная своими интересными детскими стихами, которые живут у памяти каждого человека еще с раннего детства. Стихотворения Барто — добрые и веселые, каждый ребенок в них найдет себя.

Перу знаменитой детской поэтессы А. Барто принадлежит серия детских стихотворений, главным героем которых является мальчик по имени Вовка. Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. Некоторые стихотворения из цикла «Вовка – добрая душа» мы рассмотрим сейчас.

Первое стихотворение из цикла «Вовка – добрая душа» — это стих «Шла вчера я по Садовой». В нем мы и знакомимся с нашим главным героем – мальчиком Вовкой. Автор описывает свою пешую прогулку по одной из московских улиц. Вдруг из окна прозвучало громкое «Доброе утро!».

Это маленький мальчик Вовка приветствовал всех прохожих. Люди удивлялись маленькому мальчику, однако отвечали на его приветствие дружескими улыбками. Со временем, автор узнала больше о своем знакомом – его звали Вовка, мальчишка был любимцев всех людей, так как всех встречал с улыбкой и искренностью. Вовка никогда не оставлял в беде маленьких детей, которые нуждались в его помощи, а также был очень вежлив с взрослыми людьми и никогда не хулиганил.

Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.

У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.

Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.

Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты. Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.

Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.

Сочинения по темам:

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Барто «Вовка добрая душа»

А. Барто. Вовка — добрая душа

Analiz stihotvoreniya Barto Vovka dobraya dusha 2

Ответы к стр. 61

Вовка приветливо здоровался с прохожими и каждому дарил улыбку и хорошее настроение.
Ко всему сборнику: помог бабушкам успокоить их внучат; стал девочке Кате, которую некому было защищать, старшим братом; помогал псу Малютке дежурить у ворот; позаботился о черепахе; заставил ветер убрать листву с футбольного поля; в жару подносил прохожим воду из ковша и смастерил веерá; спасал птенца; выручил мальчика Петю.

В библиотеке можно найти книгу в алфавитном каталоге или на тематической полке. Нужно найти в алфавитном каталоге букву, с которой начинается фамилия автора книги, затем найти книги данного автора и нужную книгу среди них. Можно попросить помощи у библиотекаря.

Книга Агнии Барто «Вовка — добрая душа» — это добрые, поучительные стихи под одной обложкой. Они читаются весело и легко, потому что Агния Барто писала о детях и для детей. Сборник «Вовка — добрая душа» — один из самых зачитанных в библиотеке, потому что его читают и взрослые, и дети; читают, смеются и учатся жизни по книге.

КАК ВОВКА БАБУШЕК ВЫРУЧИЛ

На бульваре бабушкиБаюкают внучат,Поют внучатам ладушки,А малыши кричат.Расплакались две Оленьки,Им жарко в летний зной,Андрей, в коляске, голенький,Вопит как заводной.— Ладушки, ладушки…—Ох, устали бабушки,Ох, крикунью ИрочкуНелегко унять.Что ж, опять на выручкуВовку нужно звать.— Вовка — добрая душа,Позабавь-ка малыша!Подошёл он к бабушкам,Встал он с ними рядышком,Вдруг запрыгал и запел:— Ладушки, ладушки!Замолчали крикуны,Так они удивлены:Распевает ладушкиМальчик вместо бабушки.Засмеялись сразу обеМаленькие Оленьки,И Андрей не хмурит лобик,А хохочет, голенький.

Вовка пляшет на дорожке:— Ладушки, ладушки!— Вот какой у нас помощник!—Радуются бабушки.Говорят ему —Спасибо!Так плясатьМы не смогли бы!

КАК ВОВКА СТАЛ СТАРШИМ БРАТОМ

— У меня есть старший брат,Очень умный парень!—Уверяет всех ребятТаня на бульваре.—В красном галстуке он ходит,В пионерской форме,Сорняки на огородеВырывает с корнем!И толстушка ВалечкаСтаршим братом хвалится:— Если кто меня обидит —Старший брат в окно увидит.Если я заплакала —Он проучит всякого.Он готов меня спастиИ от тигра лютого,Десять лет ему почти,Павликом зовут его.Катя в красном платьицеКак расплачется:— Я одна ничья сестра,—Цапнул кот меня вчера.Что ж, меня кусай, царапай…Я одна у мамы с папой,Нету братьев у меня,Папа с мамой — вся родня.К ней подходит не спешаВовка — добрая душа.Объявляет он ребятам:— Буду Кате старшим братом.С понедельника, с утра,Будешь ты моя сестра.

ПРО ВОВКУ И СОБАКУ МАЛЮТКУ

Щепок соседский так подрос.Его зовут Малюткой,Но он теперь огромный пёс,С трудом влезает в будку.Сидит Малютка на цепи.Что тут поделаешь? Терпи!Такая уж работа!Пройдёт ли мимо кто-то,Откроют ли ворота,Он глядит по сторонам —Вы куда идёте? К нам?Лает как положеноНа каждого прохожего.На кошку тявкает всегда,Распугивает кур…Да только вот одна беда —Спит крепко чересчур.Пусть во двор въезжает кто-то,Пусть гремят грузовики,Пусть врываются в воротаПосторонние щенки,Он не вылезет из будки,Позабудьте о Малютке.— Ну-ка вылезай-ка!—Сердится хозяйка.Говорит: — Тебя продам,Ты ленив не по годам,Я возьму щенка другого,Не такого лодыря!Нет, совсем не хочет Вова,Чтоб Малютку продали.Что тогда с беднягой будет?Уведут куда-нибудь.Он теперь собаку будит,Стоит только ей заснуть.

Спит собака на цепи,Он кричит: — Не спи, не спи!Хочет он помочь собаке,Он дежурит у ворот,Подаёт Малютке знаки:— Появился пешеход,Показалась кошка,Ну, полай немножко!Ну, проснись,Ты на работе!Лай скорей —Идут две тёти!Ты полай им!А потомПомаши скорей хвостом!

Так пристанет он к Малютке,—Пёс как выскочит из будки,Как залает! А потомМашет весело хвостом.

ПРО ВОВКУ, ЧЕРЕПАХУ И КОШКУ

Случилось вот какое дело —Черепаха похудела!— Стала маленькой головка,Хвостик слишком тонок!—Так сказал однажды Вовка,Насмешил девчонок.— Похудела? Ну, едва ли!—Девочки смеются.—Молока мы ей давали,Выпила всё блюдце.Черепаха панцирь носит!Видишь, высунула носикИ две пары ножек!Черепаха панцирь носит,Похудеть не может.— Черепаха похудела!—Уверяет Вова.—Нужно выяснить, в чём дело,Может, нездорова?Смотрит Вовка из окошка,Видит он — крадётся кошка,Подошла, лизнула блюдце…Экая плутовка!Нет, девчонки зря смеются!— Вот, — кричит им Вовка,—Поглядите, кошка съелаЗавтрак черепаший!Черепаха похуделаИз-за кошки вашей!

КАК ВОВКЕ ВЕТЕР ПОМОГ

Листья… Листья…Листопад…Не расчиститьШкольный сад.Листья, листьяНа пути,На площадке — листья,И площадкуРазместиВышли футболисты.Только листьяРазметёшь,Только станет чисто,Вновь летят,Как жёлтый дождь,Листья, листья, листья…Ветер, листьями шурша,Провожает лето.Вовка — добрая душаГромко крикнул ветру:— Ты зачем ребят подвёл?Как теперь играть в футбол?Ты бы сам листву подмёл!Только Вовка попросил —Ветер дунул что есть сил,Смёл листву с площадки,Всё теперь в порядке.

У солнышка есть правило:Оно лучи расправило,Раскинуло с утра —И на земле жара.Оно по небу синемуРаскинуло лучи —Жара такая сильная,Хоть караул кричи!

Изнемогают жителиВ Загорске-городке.Они всю воду выпилиВ киоске и в ларьке.Мальчишки стали неграми,Хоть в Африке и не были.Жарко, жарко, нету сил!Хоть бы дождь поморосил.Жарко утром, жарко днём,Влезть бы в речку, в водоём,Влезть бы в речку, в озерцо,Вымыть дождиком лицо.Кто-то стонет: — Ой, умру. —Трудно в сильную жару,Например, толстухам,Стали падать духом.А девчонка лет пятиНе смогла пешком идти —На отца повисла,Будто коромысло.Жарко, жарко, нету сил!Хоть бы дождь поморосил.Вовка вызвал бы грозу —Не сговоришься с тучей.Она — на небе, он — внизу.Но он на всякий случайКричит: — Ну где же ты, гроза?Гремишь, когда не надо!—И долго ждёт, подняв глаза,Он у калитки сада.Жарко, жарко, нету сил.Пить прохожий попросил:— Вовка — добрая душа,Дай напиться из ковша.Вовка — добрая душаНосит воду не дыша,Тут нельзя идти вприпрыжку —Расплескаешь полковша.

— Вовка, — просят две подружки,—Принеси и нам по кружке!— Я плесну вам из ведра,Подставляйте горсти……Тридцать градусов с утраВ городе Загорске,И всё выше, выше ртуть…Надо сделать что-нибудь,Что-то сделать надо,Чтоб пришла прохлада,Чтоб не вешали носыЛюди в жаркие часы.

Вовка — добрая душаТрудится в сарае,Что-то клеит не спеша,Мастерит, стараясь.Вовка — добрая душаДа ещё три малыша.Паренькам не до игры:Предлагает каждый,Как избавить от жарыРазомлевших граждан.

В городе ЗагорскеГорки да пригорки,Что ни улица — гора.Шла старушка в гору,Причитала: — Ох, жара!Помереть бы впору.Вдруг на горке, на откосе,Ей подарок преподносит,Подаёт бумажный веерВовка — парень лет пяти.Мол, шагайте поживее,Легче с веером идти:Обмахнётесь по пути.

Вовка — добрая душаДа ещё три малыша,Да ещё мальчишек восемьРаспевают на откосе:— Получайте, граждане,Веера бумажные,Получайте веера,Чтоб не мучила жара.Раздаём бесплатно,Не берём обратно.На скамью старушка села,Обмахнулась веером,Говорит: — Другое дело —Ветерком повеяло.Обмахнулся вееромГражданин с бородкой,Зашагал уверенной,Деловой походкой.

И пошло конвейером:Каждый машет веером.Веера колышутся —Людям легче дышится.

Люди спят, и птицы спят —Тишина полная.Осветила тёмный садМолния! Молния!Сильный ветер на кустыНалетел волнами,И опять из темнотыМолнии! Молнии!Ветер, ветер-ураган,Бьёт деревья по ногам,И стволы трещат,И трепещет сад.Дождь, дождь льёт,В барабаны бьёт.Гром гремит, грохочет гром.Молния! Молния!— Нет, не кончится добром,—Бабушка промолвила.Молния, молнияОпалила клён.Ураганом сломанный,Наклонился он.Надломились ветки,Опустились вниз.Птичий дом — скворечник,Наклонясь, повис.Птичий дом над бездной.Если в нём птенец,—Падай, друг любезный,И всему конец.Вовка следом за соседомХодит, ходит без конца:— Надо выручить птенца!Вы на дерево залезьте,Я бы влез на вашем месте.Вовка лазил на берёзки,Но тяжёлый клён — громоздкий!Вот попробуй обхвати —Трудно парню лет пяти!Вовка просит тётю Шуру:— Ты же любишь физкультуру,Физкультурницам полезноЗалезать на дерево.—Тётя Шура не полезла,Вовке не поверила.

А мальчишки — на рыбалке…Вовка вверх бросает палки,Хочет он птенца вспугнуть:— Улетай куда-нибудь!— Ты его не агитируй,—Улыбается сосед,—Он давно сменил квартиру,Никого в скворечне нет.Вовка следом за соседомХодит, ходит по пятам:— Нет, птенец, наверно, там!Вы на дерево залезьте,Я бы влез на вашем месте,Если б я был ростом с вас,Я птенца давно бы спас.До того довёл соседа,Тот вздремнул после обедаИ такой увидел сон:На пригорке — чёрный клён,А под ним четыре Вовки,Как четыре близнеца,Всё твердят без остановки:«Надо выручить птенца,Надо выручить птенца!»Тут сосед вскочил с постели,В сад спускается с крыльца,Говорит: — А в самом деле,Надо выручить птенца.Вот бежит и тётя ШураС озабоченным лицом:— Мне полезна физкультура —Я полезу за птенцом.И мальчишки-рыболовыВозвращаются как раз.Паренёк белоголовыйГоворит: — Я верхолаз!Стали спорить: как влезать,Как верёвку привязать.Вдруг птенец, такой потешный,Вылетает из скворечни,Кувыркаясь на лету,Набирает высоту.Грома он не испугался,Но, услышав громкий спор,Он с силёнками собралсяИ умчался на простор.

Зима, зима в Загорске.Зима явилась в гости.От белизны блестят дома,Старинные часовенки.Зима, зима! Пришла зима!Загорск стоит как новенький.Прошла по улицам, дворамЗима, зима-красавица.Нет, самым лучшим малярамС побелкой так не справиться!Ура, сегодня хорошаПогодка для снежков!И Вовка — добрая душаЗовёт своих дружков.Летят снежки, летят снежки,Вопят приятели-дружки.Один в снегу, другой в снегу,Никто не хочет быть в долгу.Так разогреются зимой,Как будто месяц май.А паренёк придёт домой —Его хоть выжимай!У Вовки меткая рука,У Вовки верный глаз.Метнул снежок издалекаИ по макушке — раз!А Петя, увалень такой,Нагнулся не спеша,Швырнул снежок не той рукой.Смеются все: левша.У Пети левая рукаЖелает быть главней,Он с ней не справится никак,Никак не сладит с ней.И вот — насмешки да смешки,Хоть не ходи играть в снежки.А что, страна такая есть,Город есть такой,Где спокойно можно естьЛевою рукой?Где за обедом не твердят:«Смирнов, какой рукой едят?»Летят снежки, летят снежки…— Левша! — хохочут пареньки.Стемнело. В окнах свет горит.— А хочешь, — Вовка говорит,—Хочешь, завтра приведуКошку-невидимку?Пареньки домой идутНе спеша, в обнимку.— Хочешь, кошку приведу?Только ты имей в виду…И Вовка, выдумщик большой,О чём-то шепчется с левшой.

Есть в Загорске детский сад(Ленинская, 30),Там недавно чудесаНачали твориться.Петя рельсы рисовал,Белый лист разлиновал,А девчонки, пять подруг,Одевали кукол.Говорит Маруся вдруг:— Кто-то замяукал?!Где же кошка? Не видна.Ну-ка поглядим-ка.Где же кошка? Где она,Кошка-невидимка?Как услышал Петька наш —Кто-то замяукал,Петька сразу карандашРаз — в другую руку.В полдень случай был такой:Дали Пете чая,Ложку он не той рукойВзял, не замечая.Снова рядом, близкоКак мяукнет киска!Где же кошка? Не видна.Ну-ка поглядим-ка,Где же кошка? Где она,Кошка-невидимка?Стоит кошке замяукать,Как, услышав кошку,Паренёк в другую рукуПереносит ложку.Ох, упрёки да попрёкиНадоели Петьке,Надоели ПетькеХуже горькой редьки.Но совсем другое дело,Если кошка захотелаВам помочь немножко.Но куда же кошка делась?Где же эта кошка?Нет, у этой кошкиНе четыре ножки.Вовка — добрая душа —Вот кто эта кошка.

Вовка добрая душа — Агния Барто

ШЛА ВЧЕРА Я ПО САДОВОЙ

Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:

— С добрым утром!
С добрым утром!

Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:

— С добрым утром!
С добрым утром!

Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!

На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.

Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.

— Ладушки, ладушки…—
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.

Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь-ка малыша!

Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!

Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!

Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.

Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.

Говорят ему:—
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!

— У меня есть старший брат,
Очень умный парень! —
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.—

В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!

И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:

— Если кто меня обидит —
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала —
Он проучит всякого.

Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.

Катя в красном платьице
Как расплачется:

— Я одна ничья сестра,—
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай…
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой — вся родня.

К ней подходит не спеша
Вовка — добрая душа.

Объявляет он ребятам:
— Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.

Случилось вот какое дело —
Черепаха похудела!

— Стала маленькой головка,
Хвостик слишком тонок! —
Так сказал однажды Вовка,
Насмешил девчонок.

— Похудела? Ну, едва ли! —
Девочки смеются.—
Молока мы ей давали,
Выпила всё блюдце.

Черепаха панцирь носит!
Видишь, высунула носик
И две пары ножек!
Черепаха панцирь носит,
Похудеть не может.

— Черепаха похудела!—
Уверяет Вова.—
Нужно выяснить, в чем дело,
Может, нездорова?

Смотрит Вовка из окошка,
Видит он — крадется кошка,
Подошла, лизнула блюдце…
Экая плутовка!
Нет, девчонки зря смеются!

— Вот,— кричит им Вовка,—
Поглядите, кошка съела
Завтрак черепаший!
Черепаха похудела
Из-за кошки вашей!

КАК ВОВКА ВЗРОСЛЫМ СТАЛ

На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка — добрая душа.
(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.

Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
— Берегись, не то убью!-
Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка — добрая душа!»

Люди спят, и птицы спят —
Тишина полная.
Осветила темный сад
Молния! Молния!

Сильный ветер на кусты
Налетел волнами,
И опять из темноты
Молнии! Молнии!

Ветер, ветер-ураган
Бьет деревья по ногам,
И стволы трещат,
И трепещет сад.

Дождь, дождь льет,
В барабаны бьет.

Гром гремит, грохочет гром.
Молния! Молния!
— Нет, не кончится добром,—
Бабушка промолвила.

Молния, молния
Опалила клен.
Ураганом сломанный,
Наклонился он.

Надломились ветки,
Опустились вниз.
Птичий дом — скворечник,
Наклонясь, повис.

Птичий дом над бездной.
Если в нем птенец,—
Падай, друг любезный,
И всему конец!

Вовка следом за соседом
Ходит, ходит без конца:
— Надо выручить птенца!
Вы на дерево залезьте,
Я бы влез на вашем месте.—

Вовка лазил на березки,
Но тяжелый клен — громоздкий!
Вот попробуй обхвати —
Трудно парню лет пяти!

Вовка просит тетю Шуру:
— Ты же любишь физкультуру,
Физкультурницам полезно
Залезать на дерево.—
Тетя Шура не полезла,
Вовке не поверила.

А мальчишки на рыбалке…
Вовка вверх бросает палки,
Хочет он птенца вспугнуть:
— Улетай куда-нибудь!

— Ты его не агитируй,—
Улыбается сосед,—
Он давно сменил квартиру,
Никого в скворечне нет.

Вовка следом за соседом
Ходит, ходит по пятам:
— Нет, птенец, наверно, там!

Вы на дерево залезьте,
Я бы влез на вашем месте,
Если б я был ростом с вас,
Я птенца давно бы спас.

До того довел соседа,
Тот вздремнул после обеда
И такой увидел сон:
На пригорке — черный клен,

А под ним четыре Вовки,
Как четыре близнеца.
Всё твердят без остановки:
«Надо выручить птенца,
Надо выручить птенца!»

Тут сосед вскочил с постели,
В сад спускается с крыльца,
Говорит: — А в самом деле,
Надо выручить птенца.—

Вот бежит и тетя Шура
С озабоченным лицом:
— Мне полезна физкультура —
Я полезу за птенцом.

И мальчишки-рыболовы
Возвращаются как раз.
Паренек белоголовый
Говорит: — Я верхолаз!

Стали спорить: как влезать,
Как веревку привязать.

Вдруг птенец, такой потешный,
Вылетает из скворечни,
Кувыркаясь на лету,
Набирает высоту.

Грома он не испугался,
Но, услышав громкий спор,
Он с силенками собрался
И умчался на простор.

У солнышка есть правило:
Оно лучи расправило,
Раскинуло с утра —
И на земле жара.

Оно по небу синему
Раскинуло лучи —
Жара такая сильная,
Хоть караул кричи!

Изнемогают жители
В Загорске-городке.
Они всю воду выпили
В киоске и в ларьке.

Мальчишки стали неграми,
Хоть в Африке и не были.

Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.

Жарко утром, жарко днем,
Влезть бы в речку, в водоем,
Влезть бы в речку, в озерцо,
Вымыть дождиком лицо.

Кто-то стонет: — Ой, умру. —
Трудно в сильную жару,
Например, толстухам:
Стали падать духом.

А девчонка лет пяти
Не смогла пешком идти —
На отце повисла,
Будто коромысло.

Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.

Вовка вызвал бы грозу —
Не сговоришься с тучей.
Она — на небе, он — внизу.
Но он на всякий случай
Кричит: — Ну где же ты, гроза?
Гремишь, когда не надо! —
И долго ждет, подняв глаза,
Он у калитки сада.

Жарко, жарко, нету сил.
Пить прохожий попросил:
— Вовка — добрая душа,
Дай напиться из ковша!

Вовка — добрая душа
Носит воду не дыша,
Тут нельзя идти вприпрыжку —
Расплескаешь полковша.

— Вовка,— просят две подружки,—
Принеси и нам по кружке!
— Я плесну вам из ведра,
Подставляйте горсти…

…Тридцать градусов с утра
В городе Загорске,
И все выше, выше ртуть…
Надо сделать что-нибудь,
Что-то сделать надо,
Чтоб пришла прохлада,
Чтоб не вешали носы
Люди в жаркие часы.

Вовка — добрая душа
Трудится в сарае,
Что-то клеит не спеша,
Мастерит, стараясь.
Вовка — добрая душа
Да еще три малыша.

Паренькам не до игры:
Предлагает каждый,
Как избавить от жары
Разомлевших граждан.

В городе Загорске
Горки да пригорки,
Что ни улица — гора.
Шла старушка в гору,
Причитала: — Ох, жара!
Помереть бы впору.

Вдруг на горке, на откосе,
Ей подарок преподносит,
Подает бумажный веер
Вовка — парень лет пяти.
Мол, шагайте поживее,
Легче с веером идти.
Обмахнетесь по пути.

Вовка — добрая душа
Да еще три малыша,
Да еще мальчишек восемь
Распевают на откосе:
— Получайте, граждане,
Веера бумажные,
Получайте веера,
Чтоб не мучила жара.
Раздаем бесплатно,
Не берем обратно.

На скамью старушка села,
Обмахнулась веером,
Говорит: — Другое дело —
Ветерком повеяло.—
Обмахнулся веером
Гражданин с бородкой,
Зашагал уверенной,
Деловой походкой.

И пошло конвейером:
Каждый машет веером.
Веера колышутся —
Людям легче дышится.

Вам также может понравиться

Задачи: помочь детям уяснить смысл понятия «душа»; воспитывать доброту, душевность, отзывчивость.

Подготовительная работа. На уроках, после уроков учитель с детьми читает стихотворения А. Барто. Де­ти-библиотекари под руководством школьного библиоте­каря, родителей готовят выставку книг писательницы. По желанию ребята рисуют иллюстрации, в основе которых герои стихотворений А. Барто.

Примерные этапы разговора

Первый этап. «Встреча с Агнией Барто».

По предло­жению учителя дети рассказывают стихотворения А. Бар­то, которые выучили дома с помощью родителей (или са­мостоятельно). И взрослые, и дети изучают выставку книг писательницы. Каждый из детей определяет книгу, кото­рую возьмет в классной библиотеке, чтобы почитать дома.

Учитель дает краткие сведения о писательнице Агнии Львовне Барто.

Родилась в 1906 году (более 90 лет назад) в семье вете­ринарного врача. Всю жизнь посвятила поэзии для детей, оставила большое количество замечательных стихов. Пер­вая ее книга была издана, когда ей исполнилось 19 лет. К сожалению, А. Барто уже нет с нами. Она умерла в возрас­те 75 лет. Ее замечательные стихотворения — поучитель­ные, задушевные — всегда будут напоминать об Агнии Львовне и учить нас быть добрыми, вежливыми, заботли­выми, милосердными.

Второй этап. «Добрая душа».

Учитель читает детям цикл стихотворений, которые объединены общим назва­нием «Вовка — добрая душа». Это стихотворения: «В шко­лу», «Как Вовка бабушек выручал», «Про Вовку, черепаху и кошку», «Как Вовка стал старшим братом» и др.

Подробно стихотворения не анализируются, дети дают ответы лишь на такие вопросы:

1. Что объединяет эти стихотворения? (У них один ге­рой — Вовка.)

2. Что можно сказать о Вовке? (Он любит кошек, чере­пах; он любит людей.)

3. По каким поступкам Вовки можно судить о том, что он любит людей? (Со всеми здоровается; приветствует да­же незнакомых, желая им доброго утра; защищает тех, кто послабее.)

4. Что можно сказать о характере Вовки? (Вовка — доб­рый.)

5. А можно сказать, что Вовка — душевный мальчик?

6. Какие словосочетания вы знаете со словом «душа»? («душа нараспашку», «добрая душа» и др.)

7. Что означает словосочетание «душа радуется»? (Че­ловек сделал доброе дело для себя, для других; ему радос­тно, приятно.)

8. Когда душа радуется, что хочется делать? (Творить и дальше добро, петь, танцевать и т. д.) Расскажите о таких поступках.

Учитель предлагает детям послушать отрывок из сти­хотворения А. Барто «Как Вовка стал старшим братом».

Что ж, меня куеай, царапай… Я одна у мамы с папой, Нету братьев у меня, Папа с мамой — вся родня.

К ней подходит не спеша Вовка — добрая душа.

Объявляет он ребятам: — Буду Кате старшим братом. С понедельника, с утра, Будешь ты моя сестра.

Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы:

1. Почему Вовка решил стать старшим братом Кате?

2. Каковы обязанности старшего по отношению к млад­шим?

3. Расскажите, у кого из вас есть младшие друзья — де­вочки или мальчики. Могут ли они считать вас своими старшими братьями, хотя вы и не родственники? Почему?

4. О каком самом важном качестве человека мы сегод­ня говорили? (О доброте.)

5. Можно ли Вовку назвать человечным? Почему? Чтобы убедиться в том, что дети хорошо понимают, что

значит» быть добрым», предлагается игра.

Дети садятся в круг, и «по цепочке» (друг за другом) каждый продолжает слова учителя: «Быть добрым, это…»

После игры на доске (на плакате) открываются запи­санные слова: добро, доброта, добрый, добрая душа. Ребя­та читают их. Предлагается прочитать про себя, а затем вслух строки:

Быть добрым совсем не просто,

Но доброта не зависит от роста.

1. Постарайтесь, чтобы дети узнали как можно больше добродетелей (добро, забота, радость, любовь и др.) через вы­яснение смысла таких словосочетаний, как «душа», «добрая душа», «душа нараспашку», «душа радуется» и т. п.

2. Акцентируйте внимание только на радостных мо­ментах жизни класса.

3. Привлеките к организации и проведению дела роди­телей. Пусть некоторые из них расскажут, какое влияние на них оказало творчество А. Барто.

4. Смоделированный вариант дела не растягивайте на несколько дней. Если в этом есть необходимость, то дело перемоделируйте по своему усмотрению.

5. Объясните детям значение слов душа — внутренний психический мир человека; человечный — отзывчивый, культурный.

Слушать стихотворение Барто Вовка добрая душа

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector