чему учит рассказ записки маленькой гимназистки

admin

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

30.07.2020

Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки»

Читайте краткое содержание других произведений Лидии Чарской:
«Предательница»

Главные герои повести «Записки маленькой гимназистки» и их характеристика

Чему учит повесть «Записки маленькой гимназистки»
Повесть учит доброте, любви к людям. Учит никого не обвинять и не осуждать. Учит не обращать внимания на чужие недостатки. Учит стойко переносить трудности, учит никогда не отчаиваться.

Отзыв на повесть «Записки маленькой гимназистки»
Мне очень понравилась эта повесть, хотя в ней поначалу было очень много отрицательных персонажей. Но мне сразу понравилась Леня, добрая и честная девочка, которая никогда не держала зла в своем сердце. Она была безответной, у нее не было сильного характера, но Лена брала своей добротой. И все, кто с ней общался, становились лучше. А еще мне сразу было очень жаль несчастную Жюли, которая вредничала лишь оттого, что была не такой как все и никто ее не любил, и я рада, что она нашла друга и изменилась.

Пословицы к повести «Записки маленькой гимназистки»
Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.
Делай добро и жди добра.
Не красна жизнь днями, а красна делами.
Делай что должно, и свершится что суждено.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.


Читать краткое содержание, пересказ повести «Записки маленькой гимназистки» по главам:

Лена ехала в поезде и не могла поверить, что ей пришлось покинуть родной дом. Кондуктор Никифор Матвеевич угощал ее чаем и дал адрес в Петербурге, где жила его жена и дочь Нюра, такого же возраста, что и Лена.
Показался Петербург, поезд остановился и кондуктор помог Лене выйти из вагона.

Лена жила с мамой в небольшом городе на берегу Волги. Мама хотела накопить денег и прокатить Лену до Астрахани, но заболела а осенью умерла. Лена осталась круглой сиротой.
Перед смертью мать сказала ей, что она должна ехать в Петербург к своему дяде. Лена не хотела, но выбора не было.

На вокзале Лена отчаянно искала кого-нибудь похожего на дядю, которого она едва помнила, и зацепилась за клетчатую даму. Тау упала и стала кричать, звать полицию. Но узнав, что Лена ищет дядю, генерала Иконина, засмеялась и грубо потащила девочку за собой. Она посадила Лену в пролетку и кондуктор попрощался с девочкой, которую сопровождал всю дорогу.

Клетчатая дама оказалась Матильдой Францевной, гувернанткой, она привезла Лену в дом Икониных. Девочку сразу окружили дети, Жоржик, Нина и Толя, дети ее дяди. Они стали смеяться над Леной и называть ее мокрицей, правда думая, что это цветок.
Младший Толик стал называть Лену нищенкой и девочка сорвалась. Она толкнула брата и тот упал, опрокинув вазу со стола. Ваза разбилась.

Дети привели Матильду и та стала ругать Лену, называя ее драчуньей. В этот момент вернулись родители.
Лена не узнала дядю Мишу без орденов, но тот рассмеялся и поцеловал девочку. Но тут Матильда стала жаловаться на Лену и дядя нахмурился. Его жена, Нелли, сказала что в следующий раз Лену накажут, а дядя сказал, что ему жаль, что Лена не похожа на кроткую мать.

Матильда запихала Лену в темную комнату и заперла. Лена услышала шум крыльев и что-то ударило ее по голове. Она упала и тут появилась Матильда. Она включила свет и показала ручную сову Жоржа, которая напугала Лену. Потом Матильда отвела Лену в ее комнату и велела спать, обещая высечь девочку, если он еще раз тронет детей.
Лена поняла, что веселую и живую Нину в доме все любят, а горбунью Жюли ненавидят.

Лена, Жюли и Матильда пошли в гимназию, и Матильда очень плохо характеризовала Лену перед начальницей гимназии, Анной Владимировной. Но та не поверила Матильде и отправила Лену в младший класс. Там же училась Жюли, которая успела всем рассказать, какая Лена драчунья и лгунья.
Учитель Василий Васильевич, по кличке Яшка, осудил Жюли и сказал, что Лена не похожа на драчунью. Он посадил девочку за парту и велел всем писать диктант.
Лена написала без ошибок и учитель похвалил ее. Зато Жюли наделала много ошибок и учитель пристыдил ее.

После урока девочки насмехались над Леной и ругали Яшку. Они решили на следующем уроке устроить ему баню. И требовали, чтобы Лена не выдавала их.
Следующим уроком была арифметика и Ивина, самая озорная из учениц, сразу стала изводить классную даму расспросами про Японию и называть Зою Ильинишну японской шпионкой.
Тут пришел учитель Адольф Иванович и задал классу задачу.
Потом был урок Закона Божьего и Жюли получила единицу, потому что ничего не выучила.
Вечером за девочками пришла Матильда и отвела их домой.

Неожиданно пропал Филька, ручная сова Жоржа, и его искал весь дом. Только Жюли и Лену посадили делать уроки. Жюли похвасталась, что знает, где Филька, и Лена поняла, что девочка украла Фильку, чтобы отомстить Жоржу за то, что мальчик рассказал дяде про единицу.
Но тут прибежала Матильда и потащила Лену за собой. Она сказала, что привела преступницу.
На дне сундука лежал мертвый, задохнувшийся Филька.
Лена стала говорить, что это не она, но ее никто не слушал. Она стала взывать к Жюли, но та лишь улыбалась. Тетя Нелли приказала высечь Лену и Матильде принесли розги.
Но на защиту девочки встал Толя, который закричал, что грех обижать сироток, и что Лена не трогала Фильку. Неожиданно Толя потерял сознание и упал на пол. Лену отпустили.

Ночью к Лене пришел Толя и стал просить прощения за то, что обзывал ее и был злым. Он принес девочке кусок колбасы. Леня растрогалась и стала есть колбасу. Ей казалось, что она никогда не ела ничего вкуснее. Ведь теперь у нее появился друг.

На следующее утро к Лене пришел в гости кондуктор Никифор Матвеевич. Он познакомил Лену со своими детьми, Нюркой и Сергеем. Они весело сидели на кухне, когда туда вошла Нина и стала смеяться над мужиками.
Никифор Матвеевич пожалел девочку за недостаток ума, а Нина рассердилась и побежала жаловаться матери.
Тетя Нелли сделала выговор Лене и велела гнать мужиков из кухни.
В столовой Толя называл Нину ябедой и фискалкой, он заступался за Лену. Это было неожиданно и Нина с Жоржем стали называть их Робинзоном и Пятницей.

В гимназии готовились травить Яшку. Ивина предложила отвечать ему все что угодно, кроме заданной «Демьяновой ухи».
Василий Васильевич сразу понял, что класс готовится воевать. Он строго пригласил к доске Ивину. Та стал читать «Ворону и лисицу». Другая ученица читала «Слона и Моську», и даже первая ученица класса стала читать «Мартышку и очки».
И только Лена прочитала «Демьянову уху», за что получила пять.
Но ученицы накинулись на нее, называя изменницей, и заперли в библиотеке. Лена плакала и мечтала о волшебной фее, как вдруг та явилась.
Но это оказалась не фея, а Анна Симолинь, красивая и добрая ученица 15 лет. Она выслушала историю Лены и очень ей сочувствовала, ведь у Анны тоже умерла мать. Она сказала, что они могут дружить тайком, и что она будет поддерживать Лену.

Приближалось Рождество. Лену также обижали Нина и Жорж, девочки в гимназии, только Жюли стала вести себя тише. Зато она все больше сближалась с Толей и Анной.
Накануне сочельника дядя стал спрашивать детей кого позвать на елку. Жюли назвала своих подруг, Жорж своих друзей, а Лена решила пригласить Нюрку. Дядя с удовольствием это позволил, и сказал, что пригласит дочь своего начальника.
А после Толя и Жорж подрались, потому что Толя сказал, что будет танцевать с Нюрой.

Лена не хотела танцевать, ведь у нее не было платья. Она носила траур по матери. Нина с нетерпением ждала обещанную дочь министра, но первой пришла дочь кондуктора, Нюрка, и подруги Нины подняли ее на смех.
Потом начались танцы. Не танцевали только Жюли, злая по обыкновению, и Нюрочка, которую никто не приглашал. Толя был в отчаянии, Нюра была много выше его, и он не мог ее пригласить. Но и другие отказывались танцевать с Нюркой.

Но тут приехала долгожданная дочь министра и Лена с удивлением узнала Анну. Они обнялись, а потом Анна обняла и Нюрку, сказав что она тоже будет ее другом.
Анну стали приглашать на танцы гимназисты, но она всем отказала и предложила потанцевать с ней Нюрке. И случилось чудо, оказалось, что Нюрка танцует лучше всех, даже лучше самой графини.
После этого ее стали приглашать на танцы наперебой.
В конце вечера Нюрка снова отличилась, сумев разгадать сложную шараду. И девочки-гимназистки уважительно на не посмотрели.

Прошли каникулы. Гимназистки перестали цепляться к Лене.
Однажды Японка объявила, что будет немецкая диктовка. Жюли пробралась в класс и бросила красную книжку учительницы в камин. Это увидела Лена, но тут пришла Японка и обвинила во всем Лену. Она кричала и называла девочку воровкой, а та ничего не могла сказать в свое оправдание.
Японка надела ей на грудь листок с надписью «Воровка». Но Лена решила не выдавать Жюли, так жалобно та на нее смотрела.
На перемене над Леной все смеялись, но ее увидела Анна и сразу поняла, что Лена ни в чем не виновата. Она сорвала с ее груди позорную надпись.

Дома Лену все равно наказали, отчитали и запретили общаться с другими детьми. Лена тяжело это переживала и с трудом уснула.
Разбудил ее чей-то плач. Она решила, что это Толя, но это была Жюли. Жюли стала называть Лену святой и говорить, что любит ее, потому что она одна не обижала ее. Лена принялась утешать Жюли и говорить, что простила ее и тоже будет любить ее. Девочки обнялись.

За завтраком Лена узнала о крушении поезда, на котором служил Никифор Матвеевич и хотела тут же бежать к Нюрке. Но тетя Нелли не пустила ее и отправила в гимназию.
Лена решила сбежать из гимназии, но для этого нужно было сделать шалость, чтобы девочку оставили после уроков в наказание. Тогда бы она и убежала.
На законе Божьем Лена притворилась, что ничего не знает и отвечала глупости. Ее оставили на три часа после уроков.

Лена с трудом отсидела положенные три часа и выскочила на мороз. Она искала в кармане адрес Никифора Матвеевича, но адрес пропал. Но Лена помнила, как Нюрка объясняла дорогу, и решила, что найдет нужный дом. Она пошла сквозь ночь и снег.

Лена шла под шум ветра и из-за плотного снега ничего не видела вокруг. Ей казалось, что она идет правильно, но когда снегопад перестал Лена увидела перед собой пустое заснеженное пространство. Позади горели огни города.
Она решила, что вышла на окраину и впереди кладбище и церковь, а там и дом Нюрки. Но ноги все хуже слушались девочку и она села в сугроб. А когда огляделась, поняла, что заблудилась.

Лена пришла в себя и увидела Анну. Она не могла отличить бред от яви, и Анна рассказала Лене, что в поле ее случайно нашел ее папа, возвращающийся с охоты. Он привез Лену домой и позвал доктора.
Лене все стало ясно.

На следующее утро Лена узнала, что Никифор Матвеевич жив. Потом Анна показала ей дом и предложила остаться в нем навсегда, став ее сестрой.
Лена не могла поверить своему счастью, но тут приехал старый граф и подтвердил слова Анны.
Лена с Анной поехали к Икониным. Жюли и Толик бросились Лене на шею. Они стали просить Лену остаться, говоря, что без нее пропадут. Жорж тоже попросил Лену остаться, сказав, что не даст Нине обзывать ее мокрицей. Дядя смотрел на Лену печальными глазами.
И Лена приняла решение. Она остается там, где нужнее.
Анна полностью одобрила ее выбор, сказав, что иначе Лена поступить не могла. Тетя Нелли назвала Лену благородным ребенком, а Жюли душила ее в объятиях. Толик с восторгом кричал «Да здравствует Робинзон!»

Рисунки и иллюстрации к повести «Записки маленькой гимназистки»

Источник

Чарская «Записки маленькой гимназистки» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Автор: Чарская Лидия Алексеевна.

Краткое содержание для читательского дневника

1) У девятилетней девочки Елены умерла мать, и та отправилась жить к своему дяде в Петербург.

2) Семья Икониных не очень приветливо встретила Лену.

3) Дома и в гимназии ей приходилось терпеть нападки и издевательства со стороны детей и взрослых.

4) Но вскоре маленькой доброй девочке удалось поладить со своим кузеном Толей, а в гимназии она подружилась с графиней Анной Симолинь.

5) Даже горбунья Жюли, которую не любили домочадцы, изменила своё отношение к Леночке.

6) В конце произведения семья Икониных просила прощения у Лены за все издевательства и уговаривала остаться.

Главные герои

2. Иконин Михаил Васильевич – дядя Лены, генерал. Добрый персонаж, проявлял любовь по отношению ко всем детям. Но из-за частых разъездов ему некогда было проводить время со своей семьёй.

3. Нелли Иконина – жена Михаила Васильевича. Строгая женщина. Не проявляла никакой любви и снисходительности по отношению к Лене и Жюли.

4. Нина Иконина – дочь Нелли и Михаила. Ровесница Лены. Задиристая и капризная девочка. Любимица матери.

5. Жорж – сын четы Икониных, брат Нины и Толи. Самоуверен и придирчив.

6. Толька – младший сын. Добрый и отважный мальчик. Полюбил Лену и стал её «Пятницей».

7. Жюли (Юлия) – самый старший ребёнок семьи Икониных. Злая и жестокая девочка. Подвергалась нападкам со стороны своих кузенов и матери из-за своих физических недостатков. Благодаря Лене стала добрее.

8. Матильда Францевна – гувернантка. Строгая и придирчивая. В начале повести недолюбливала главную героиню.

9. Анна Симолинь – 15-летняя графиня. Заботливая и сердобольная девушка. Стала другом главной героини.

Главная мысль

Только доброта и забота способны победить зло.

Чему учит

Данное произведение учит понимающе относиться к людям. Учит тому, что любое зло рано или поздно будет повержено. Не нужно никого осуждать и обвинять. Произведение призывает нас быть сильными и переносить любые тягости.

Отзыв

Меня не оставила равнодушной эта трогательная повесть. Очень жаль вначале главную героиню. Добрая и милая девочка Ленуша всегда была честна и никогда не держала зла на своих злых родственников. И эти качества помогли ей расположить к себе этих людей, изменить их отношение. Маленькая девочка стойко перенесла все трудности и приобрела семью и настоящих друзей. Это произведение ещё раз подтверждает то, что добро всегда побеждает зло.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса.

Источник

Урок внеклассного чтения. Л. Чарская. «Записки маленькой гимназистки».

0e88 00098467 491b1f44

Широта и величие души Лены Икониной. Урок внеклассного чтения. Л. Чарская. «Записки маленькой гимназистки».

Цель :формирование представления о благородстве и великодушии на примере главной героини Лены из повести Л. Чарской: «Записки маленькой гимназистки».

1. формировать способность давать оценку отношениям, поступкам людей;

3. открыть детям красоту и величие таких понятий, как «подвижницы», «благодеяния», «благотворительность», «благородство», «великодушие» Пробуждать потребность совершать добрые дела и поступки.

1 этап: Организационный момент.

– Доброе утро! Сегодня на уроке у нас в гостях учителя из разных школ города. Улыбкой поприветствуем гостей.

2 этап: Вступительное слово учителя, биография автора

-На уроке чтения наши сердца тронул отрывок из произведения “Записки маленькой гимназистки”, которому в этом году исполняется 105 лет(слайд 1),

и вы прочитали произведение в полном объёме. Кто автор? (слайд 2 )

— Что вы помните о жизни и творчестве Лидии Алексеевны?(слайд 3,4)

Как вы думаете, какой была жизнь писательницы?

3 этап: Работа над образом главной героини.

-Похожи ли судьбы автора и главной героини повести?(слайд 5)

— Тема нашего урока: Широта и величие души Лены Икониной(слайд 6)

— Как звала её мама? (Ленушка)

— А как называла Лена маму?(мамочка)

— Как вы думаете, о чем говорит такое обращение друг к другу?

(любовь, нежность матери к ребёнку, ребенка к матери).

(_Как жили Лена с мамой?)

_ Почему не сбылась мечта?

-Как изменилась жизнь Лены после смерти мамы?

— Все ли одинаково относились к девочке?

-На листочках в центре напишите имя главной героини, рядом напишите имена тех людей, которые с самого начала поддерживали девочку, а в стороне – имена тех, кто поначалу оттолкнул, не принял её. На обратной стороне листа слева изобразите цветом дом семьи Икониных до появления в нем Лены,какого он у вас цвета и почему?(в доме каждый жил сам по себе, не было теплых отношений между детьми и родителями)

4 этап: образ братьев и сестер семьи Икониных

— Почему дети семьи Икониных не приняли Лену, строили ей козни?

(избалованные,эгоистичные, предоставленные сами себе или оставленные на гувернантку,мама уделяла мало времени детям, считала, что мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала внимания на бедняжку Жюли, которой она нужна была больше всего)

5 этап: Работа над содержанием произведения и значением слов «благородство», «великодушный»

— Как Лена относилась к проступкам своих братьев и сестер?

— В какой момент это произошло?

(Читаем главу “Филька пропал” 10, “Маленький друг” 11).

-Почему мальчик изменил свое отношение к Лене?

(- В мальчике проснулось чувство жалости.)

— Как назвал Толю старший брат? (Пятница)

— Героя какого произведения вспомнил Жорж? (Д. Дефо “Робинзон Крузо”)

— Почему именно Пятницей прозвал брат Толю? (Лена была одинока, как на необитаемом острове и единственным другом был Толя)

— Итак, у Лены становится на одного близкого человека больше.(Обращаемся к листочкам, соединяем карандашом имя Толи с Леной)

— В какой момент мы особенно переживаем за девочку?(обвинение в воровстве книги для диктовки по немецкому языку)

-Почему она не раскрыла правды?

(зачитываем отрывок из гл. 17- Происшествие.Чужая вина)

-Какие душевные качества помогали Лене пережить все обвинения и трудности?

(Работа в группах, со словарями)

(искренняя, добра душой и тепла к окружающим, находит силы и терпение научить их любви, доброте, сопереживанию, душевная доброта помогает справиться с трудностями, подружиться с одноклассниками, понять и полюбить своих родственников)

Благородство – умение в любых ситуациях вести себя красиво, честно,) самоотверженно(не думая о себе)
Великодушный – имеющий большую и развитую душу (обладающий величием души), в которой собрано много красивых качеств и чувств

(великодушный человек умеет прощать)

— Если в душе живут все эти качества, как можно назвать такую душу?

6 этап: образ АнныСимолинь

— Кто из гимназисток помог Лене преодолеть неприятности, поддержал в трудную минуту, когда её обвинили в воровстве? ( графиня Анна Симолинь).

-Какую роль в жизни Лены сыграла Анна?

— О чем мечтала Анна?(чтобы Лена была её сестрой и они жили вместе)

— Почему же она поддержала Лену, когда та решила остаться в доме у дяди?

-Прочитайте, как это произошло(гл.24,концовка) по ролям

-А сейчас вернемся к нашим листочкам, все ли теперь будут рядом с Леной? (соединим,и символически покажем, что они теперь- одна семья, рядом- верные друзья) А на обратной стороне нарисуйте рядом второй дом, после того, как в него вернулась Лена.

— Какого цвета он сейчас и почему? (мир, спокойствие, сострадание)

— Благодаря каким качествам Лена добилась любви и понимания всех членов семьи?

7 этап: Формулировка выводов и подведение итогов.

— Вы писали отзыв по этому произведению, давайте послушаем(дети зачитывают)

_Чему учат произведения Лидии Алексеевны?

-Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь уходит из жизни писатель, но его книги живут) сердечную доброту в людях, счастье общения,её книги учат сопереживать)

— Как вы думаете, легко ли быть великодушным человеком, как Лена?

-Как бы изменился мир, если бы у каждого была такая красивая душа, как у Лены?

Домашнее задание (по выбору учащихся) :

1. Сочинение –рассуждение: «Хочу ли я иметь такую подругу, как Лена?»

И завершим наш урок стихотворением Л. А. Чарской

Хрустальные воды лазурных озер

Хранят в себе все отраженья

И леса, и нивы, и рощи, и гор, и рук человека творенья.

Хрустальные души детишек живых

Не те же ль живые озера?

Ничто не пройдет незаметным для них, —

Для светлого, детского взора.

Они отражают, как в чистых водах,

И счастье, и боль, и невзгоду…

Храните же в этих хрустальных сердцах

Прозрачную, чистую воду!

Семья жила в достатке, родители любили свою дочь, и все было радостным и безмятежным. Но не под счастливой звездой родилась маленькая Лида. Вскоре умерла ее мама. И всю свою любовь девочка перенесла на отца. Возможно, это помогло им обоим перенести тяжелую потерю. Вдвоем они проводили дивные вечера. И Лиде казалось, что так будет всегда.

Несхожесть с другими детьми ее возраста проявилась довольно рано. Уже в 10 лет она писала стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились.

С годами Лидия научилась владеть собой, стала более спокойной и выдержанной. После окончания пансиона в семью не вернулась, хотя отца поняла и простила его за вторичный брак.

Обаятельная, сероглазая девушка привлекала к себе внимание. Блестящий офицер Борис Чурилов был околдован ею. Он сделал Лидии Алексеевне предложение, и девушка согласилась стать его женой. Так Лидия Воронова стала Чуриловой. Но и здесь ее постигла неудача. Брак был недолгим, офицер отбыл на место службы в Сибирь, а молодая женщина с крохотным ребенком на руках осталась одна. Оставшись в Петербурге, поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище.

После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Императорский театр, в котором прослужила 26 лет. Именно там родился псевдоним «Чарская«.

Какой смысл вложила в это звучное слово Лидия Алексеевна, нам не известно. Но можно предположить, что оно родилось от слов «чары», «очарованье», «колдовство». Кто знал актрису Чарскую? Да почти никто, роли ей доставались эпизодические, жалованье тоже было невелико.

Знаменитой Чарская стала совсем в другом. В литературе. Толчком к литературному творчеству послужило стеснение в средствах. Ведь у нее рос сын, а помощи ждать было неоткуда. И тогда она попыталась написать свое первое произведение. Занятие литературой, к удивлению Лидии Алексеевны, оказалось легким и приятным. И она отдалась ему всецело, хотя продолжала работать в театре.

За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский языки.

О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Сегодня мы подробнее поработаем с её произведением « Записки маленькой гимназистки», которому в этом году исполняется 105 лет.

4 этап: Выполнение учащимися в группах и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

– Сейчас вам предстоит работа в группах, вам будет предложено три задания: кроссворд, викторина и тест. Ответы на каждое из заданий вы должны будете найти и обсудить в группах.

– Также на столе в каждой группе лежит лист самооценки, вы после каждого задания должны будете обсудить и оценить работу каждого участника группы по пятибалльной системе.

1. Кроссворд о героях повести. (работа в группах, самостоятельно)

1. Назовите имя кондуктора, который сопровождал Лену в поездке в Петербург? (Никифор Матвеевич)
2. Фамилия начальницы гимназии? (Чирикова Анна Владимировна)
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет жить? (Иконин Михаил Васильевич)
4. Как звали первого учителя Лены? (Василий Васильевич)
5. Какое прозвище у гувернантки? (Бавария)
6. Как звали младшего брата Нины? (Толя)
7. Имя старшего двоюродного брата Лены? (Жорж)
8. Имя гувернантки в семье дяди? (Матильда Францевна)

image001

– Проверяем правильность заполнения кроссворда.

2. Викторина по содержанию повести.

– Каждая группа вытянет по три вопроса по содержанию повести и попробует ответить, после того как посовещаетесь в группах (устная работа со всеми).

1. Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской.

2. Что заставило главную героиню уехать из родного города?

3. Что больше всего вас поразило в приёме девочки родственниками?

4. Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной?

5. Вокруг Лены много хороших и плохих людей, кого из них вы назовёте?

6. Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, драчливой, грубой и непослушной? О каком поступке говориться?

7. Как Лену встретили в школе и почему начальница школы не стала провожать её до кабинета?

– Молодцы! Все группы отвечали на вопросы правильно, верно

3. Тест по прочитанной повести.

– Каждой группе выдаётся тест по содержанию. То есть, задан вопрос и несколько вариантов ответов, нужно из данных вариантов выбрать правильный.

1. В каком городе живёт дядя Лены?

2. Как назвали Лену двоюродные братья и сестра, когда она только к ним приехала?

3. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе.

– Красивая, умная, воспитанная, прилежная

– Лжива, груба, драчлива и непослушна

4. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна?

5. Как девочка приблизилась к двери класса?

6. Как Лена работала на уроке, как выводила слова?

– В тетради было очень грязно

– Правильно и очень красиво

– Выводила буквы с усердием

7. Какова была тетрадь Жюли?

– На листах находились крупные и мелкие кляксы

– Работа была выполнена аккуратно

8. Кто пропал у Жоржа?

9. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа?

10. Кто заступился за Лену когда её хотели высечь розгами?

– Проверяем правильность ответов на вопросы (по одному из группы)

– Молодцы! Все справились с тестом.

6 этап: Формулировка выводов и подведение итогов.

– Несмотря на то, что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна событий, встреч с людьми, жизненными перипетиями.

– Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат сопереживать.)

– На доске даны особенности книг Чарской. Какие из них можно заметить в “Записках маленькой гимназистки”? Сформулируйте своё мнение о её книгах.

– чёткость сюжетной линии;

– противоположность героев (плохой – хороший);

– постоянная смена плохого и хорошего;

– простые мечты героев.

— Какие чувства воспитывает в читателях Л.Чарская? Обратимся к повести “Записки маленькой гимназистки”. (Анализ повести)

— Понравилась вам повесть? Чем? (Ответы учащихся).

— Поговорим о главной героине произведения. Начнём с имени.

— Что означает имя ЕЛЕНА? ( Елена – греч. – свет)

— Как звала её мамочка? (Ленушка)

— Какую характеристику имеет в грамматике суффикс –ушк?

(уменьшительно-ласкательный суфф. (= любовь, нежность матери к ребёнку).

— Расскажите кратко историю Лены.

— Как приняли Лену в семье дяди?

— Что вы можете сказать о новых родственниках Лены? (Данное задание – домашнее: подготовить рассказ о новых родственниках Лены).

— Как вы думаете, почему Лену невзлюбили в семье дяди?

— Заполним таблицу “Друзья и враги Лены” (Работа в группах)

— Почему дети в семье Икониных были злыми? (Мама уделяла мало времени детям, считала, что мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала внимания на бедняжку Жюли).

— Характеристика детей. (Учащиеся ведут обсуждение в группах, находят цитаты, подтверждающие их ответы, затем работаем всем классом).

Вывод:

— В мальчике проснулось чувство жалости.

— Как назвал Толю старший брат? (Пятница)

— Героя какого произведения вспомнил Жорж? (Д.Дефо “Робинзон Крузо”) с.263.

— А почему именно Пятница?

— Итак, врагов становится меньше. (Обращаемся к таблице, имя Толи пишем в колонку ДРУЗЬЯ)

— А теперь поговорим о Жюли. (Лично мне сразу стало жалко эту девочку)

Поиграем : 1 ученица – Жюли, она отвечает на вопросы ребят из групп: зачем мешала Лене?

( Жюли = Юля. 1. Закрыла филина в коробке – он задохнулся; 2. Бросила в печку красную книжку учительницы нем. яз. – Лена в гимназии ходила с табличкой “Воровка”. Это было стыдно, унизительно, несправедливо).

— Кто помог Лене преодолеть неприятности, кто её поддержал в трудную минуту? ( графиня Анна Симолинь).

— С кем из сказочных героев ассоциируется эта героиня? (Вспомните названия произведений, в которых героям в их беде помогают добрые волшебники или обыкновенные люди) (Игра “Кто больше”)

— Итак, Ленушка приобрела в лице Анны и настоящего друга, и доброго заступника.

— Как вы думаете, какой момент в повести можно считать наивысшим подъёмом в развитии действий, т.е. кульминацией?

— Как повела себя Лена?

(Выборочное чтение главы 21 – 23)

— В семье Икониных переживали об исчезновении Лены?

— Что значит “переживать”?

— Что изменилось в сердцах Икониных? (Работа в группах)

Изобразите в цвете: дом Икониных до появления Лены в нём и с появлением девочки.

(До- жестокость, эгоизм, одиночество, недружелюбие

С появлением – дружба, внимание, радость, сопереживание.)

— Графиня предложила Ленушке стать её названой сестрой и остаться жить в её доме.

— Какой выбор сделала Лена?

(Осталась в семье дяди).

— Как вы понимаете слова графини: “…у меня тебя ждёт вечный праздник, а здесь ты должна стать утешением…”?(Обсуждение).

Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут) сердечную доброту в людях, счастье общения.

Домашнее задание (по выбору учащихся) :

1. Написать отзыв о книге Л.Чарской “Записки маленькой гимназистки”.

2. Написать сочинение – рассуждение на тему “Правильно поступила Лена, оставшись у дяди?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник