«История болезни» — читательский дневник по рассказу М. Зощенко
Сатирический рассказ Михаила Зощенко «История болезни» написан в 1936 году, а впервые был опубликован в журнале «Крокодил» в 1937—1938 годах.
Описание книги для читательского дневника
Автор: ЗощенкоМихаил Михайлович
Название произведения: «История болезни»
Жанр: сатирический рассказ
Год написания: 1936
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2016
Главные герои и их краткая характеристика
Герой-рассказчик — больной. Привередливый, недовольный, скандалист.
Фельдшер — удивленный, спокойный.
Сестра — спокойная, невозмутимая.
Краткое содержание и сюжет
Герой предпочитал болеть дома, но в этот раз у него случился брюшной тиф, и родные отвезли его в больницу. Они хотели облегчить страдания героя, но получилось наоборот. Первой надписью, которую увидел герой в больнице, было объявление о выдаче трупов.
Он даже задрожал от нервного напряжения, ведь душа в нем едва теплилась. Герой сделал замечание фельдшеру об этом объявлении, но тот удивился, что больной едва жив, а такие критические речи ведет. Герой не стал с ним спорить, тем более у него была высокая температура, просто пообещал, что фельдшер ответит за свое нахальство. Тот удивился еще больше и замолчал, а сестра поторопилась отвести больного на обмывочный пункт.
Героя передернуло, и он сказал, что лучше говорить ванна, ведь он не лошадь, чтобы его обмывать. Сестра сказала, что раз больной замечает такие тонкости, он скорее всего не выздоровеет, и отвела его в ванну. Герой начал раздеваться и вдруг заметил в ванной старушечью голову. Он снова возмутился, но сестра сказала, что у старухи высокая температура и она ничего не замечает.
Герой продолжал возмущаться, и тут пришел фельдшер, который сказал, что своим видом больной не задержит старуху в этом мире, а он предпочитает, когда больные поступают в бессознательном состоянии. Старуха из ванной стала требовать, чтобы ее вынули, обещая в противном случае всех распатронить. Медики вынули старуху и уложили героя в ванну. После ванной они дали герою очень большой комплект белья, но это было в больнице обычным явлением — маленькие там ходили в больших рубахах, а большие в маленьких.
Героя положили в палату, где было около тридцати больных. Некоторые были тяжелыми, но другие поправлялись, играли в пешки, читали по слогам плакаты. Больной возмутился шумом в палате, а сестра спросила, не поместить ли его в отдельную палату.
Больной раскричался и пришел фельдшер. От волнения герой потерял сознание и очнулся дня через три.
Сестра поздравила его с двужильным организмом, сказав, что героя положили у открытого окна, а он все равно стал поправляться. И теперь, если он не заразиться, то скоро встанет на ноги. Но больной подхватил только коклюш и выздоровел.
Но его долго не выписывали, потому что в больнице был перебор, и больных не успевали выписывать. Но потом его все-таки выписали и герой вернулся домой.
Жена ему рассказала, как неделю назад ей пришло извещение, что нужно забрать тело, и она решила, что муж умер. Герой хотел сбегать в больницу поругаться, но поленился, и теперь болеет дома.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Героя с брюшным тифом отвезли в больницу. Он начал ругаться из-за объявления о выдаче трупов. Ему не понравилась ванна, в которой лежала старуха. Ему не понравилась палата, а его забыли у открытого окна. Герой выздоровел, но его долго не выписывали. Он вернулся домой, и узнал, что жене предлагали забрать его труп.
План пересказа
Основная мысль
Болеть лучше дома, но лечиться в больнице.
Чему учит
Рассказ учит не заниматься самолечением, а всегда обращаться к врачам. Учит относиться ко всем неурядицам с юмором, быть спокойным и сдержанным. Учит бороться за свою жизнь, наперекор всему.
Отзыв и что понравилось
Это смешной рассказ о том, как герой попал в больницу и там ему все не понравилось. По его описанию, больница была просто ужасным местом, а ее сотрудники равнодушными и черствыми. Но тем не менее, больной выздоровел, значит не все там было так плохо.
Вывод и мое мнение
Зощенко высмеивает то, что творится в больницах, как относятся к больным. Несмотря ни на что герой все-таки выздоравливает, он выписывается с твердым желанием больше никогда не посещать больниц и не лежать там.
Анализ рассказа Михаила Зощенко «История болезни»
Ученики восьмого класса на уроках русской литературы изучают рассказ Зощенко «История болезни». Его анализ поможет детям понять сюжет и цель написания произведения. Главным героем рассказа стал бывший пациент, оказавшийся в больнице с брюшным тифом. Эта история понравится и детям, и взрослым, ведь сложно найти человека, который никогда не болел.
История создания
Михаил Зощенко свой рассказ написал в 1936 году. Произведение сразу же было напечатано в популярном сатирическом журнале «Крокодил», затем оно вошло в зощенковский сборник «Рассказы. 1937—1938». Многие современники автора считали, что с наследием прошлого давно покончено, но Михаил Михайлович это мнение не разделял.
В своём рассказе Зощенко показал, как люди зависят от общественного устоя, который никто не желает менять. Человек оказывается ничтожным, стараясь приспособиться, причём не желает при этом проявлять свои личностные качества. Но тогда нельзя говорить об индивидуальности каждого, а это значит, что и счастье невозможно.
Жанр произведения
Рассказ Зощенко «История болезни» не только реалистичен, но и содержит сатиру на советские медицинские учреждения. Как утверждает автор, в стране идёт пропаганда того, что нужно заботиться о человеке, но только эти слова так и остаются красивым лозунгом. Зощенковский герой попадает в ситуацию, когда ему требуется медицинская помощь, но после обращения в поликлинику на него обрушились только одни несчастья.
Безусловно, писатель немного преувеличил комичность ситуации, но только для того, чтобы её обличить, показать все человеческие пороки. Положение, в которое попадает герой, смешно и нелепо. Зощенковский герой — обычный человек, ведь каждый может оказаться в больнице.
Муки персонажа в больнице можно сравнить с кругами ада. И если герой держался и противостоял почти всем испытаниям, но на последнем он смирился, так как выдержать у него не хватало сил. Больному пришлось выдержать много:
Пройдя все эти трудности, герой решил подчиниться системе и смириться с порядками, которые царят в больнице. Он нервничал, покрывался прыщами, но не сопротивлялся.
Краткое содержание
Главный герой внезапно заболел, ему пришлось обратиться в больницу. У Петра диагностировали брюшной тиф. С первой минуты нахождения в медицинском заведении ему всё не нравится. Как и полагается, скорая помощь привезла его в приёмный покой, где висел огромный плакат, на котором было указано время выдачи трупов.
Пётр, хоть у него была высокая температура, постарался протестовать против такой надписи, ведь он поступал в больницу для того, чтобы вылечиться, а не умереть. Это сразу не понравилось медперсоналу. Врач ответил, что не стоит критиковать, так как у героя мало шансов выздороветь, а вот если это у него получится, тогда он сможет возмущаться.
Петра отправляют на обмывочный пункт, но в ванной уже купалась старуха. Их хотят мыть вместе, но старуха потребовала, чтобы её вынули из воды. После мытья Петру выдают больничную пижаму, которая была большего размера, чем надо. Но здесь больной терпит и не возмущается. Его отправляют в палату, где лежат тридцать человек.
Возмущённый Пётр требует главного врача, но когда приходит фельдшер, он теряет сознание. Очнувшись, герой узнаёт, что его скоро выпишут, если только он не заразится от соседей по палате какими-либо болезнями. Организм у Петра оказывается крепким, поэтому он не заболевает. Но неожиданно перед выпиской он подхватывает коклюш, с которым его организм успешно борется.
Вскоре Пётр покрывается прыщами, поскольку его выписку постоянно откладывают, а нервы совсем сдали. Когда же всё-таки больной оказывается дома, то узнаёт, что в больничной бухгалтерии что-то перепутали, и жена получила известие о его смерти. С тех пор Пётр предпочитает болеть дома.
Художественное своеобразие
Особенность произведения в том, что оно состоит из нескольких эпизодов, которые следуют друг за другом и описывают все мучения героя. В них есть и гротеск, и сарказм.
Речь главного героя отличается от речи медперсонала. Пётр говорит правильно, употребляя слова только в их прямом значении. Медработники малограмотны, употребляют иногда слова, значения которых не знают и не понимают. В их речи много просторечных выражений.
Действующие лица
Главный герой «Истории болезни» Зощенко — Петр. Это обычный человек, у которого нет отрицательных качеств. Другими персонажами рассказа являются:
Михаил Михайлович своего персонажа показывает как человека образованного, стремящегося к тому, чтобы всюду всё было правильно. По мелочам он старается не конфликтовать, но всегда готов бороться за справедливость. Через образ главного героя автор пытается донести до читателя своё отношение к тому, что происходит в медицинских учреждениях. Пётр не только критикует порядки, царящие в больнице, но и находит способы, которые помогут их исправить.
Основной зощенковский персонаж относится к типу невезучих людей, которые всегда остаются виноватыми. Его ругают медработники, называя привередливым больным.
Анализ рассказа
Произведение Зощенко отражает советскую действительность. Это сатира на медицинское обслуживание, которое зачастую бывает формальным, а о больном человеке никто не заботится, ему не уделяют должного внимания. На месте Петра может оказаться любой читатель. Хоть герой пытается противостоять этой системе в начале рассказа, потом он смиряется и становится её пассивным участником.
Основная мысль рассказа, которую писатель старается донести до читателя, заключается в том, что формальный подход и халатность могут уничтожить все ценные медицинские открытия и навредить человеку вместо того, чтобы приносить ему благо. Михаил Зощенко так интересно композиционно строит своё произведение, чтобы показать постоянные нарушения, царящие в медицине.
Сатира помогает писателю привлечь внимание зрителя, чтобы решить эту проблему и избавиться от небрежного отношения к больным людям, ведь на месте главного героя может оказаться каждый.
История болезни: для читательского дневника
Зощенко: История болезни: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
Читательский дневник — 1
Главные герои рассказа ‘История болезни’ и их характеристика
План пересказа рассказа ‘История болезни’
Кратчайшее содержание рассказа для читательского дневника в 6 предложений
Главная мысль рассказа ‘История болезни’
Болеть лучше дома, но лечиться в больнице.
Чему учит рассказ ‘История болезни’
Рассказ учит не заниматься самолечением, а всегда обращаться к врачам. Учит относиться ко всем неурядицам с юмором, быть спокойным и сдержанным. Учит бороться за свою жизнь, наперекор всему.
Отзыв на рассказ ‘История болезни’
Это смешной рассказ о том, как герой попал в больницу и там ему все не понравилось. По его описанию, больница была просто ужасным местом, а ее сотрудники равнодушными и черствыми. Но тем не менее, больной выздоровел, значит не все там было так плохо.
Пословицы к рассказу ‘История болезни’
Читательский дневник — 2
Краткое содержание рассказа ‘История болезни’
мужичок Петр заболел брюшным тифом и его отправили в больницу, человек он был дотошный, привередливый и болтливый, все-то ему в больнице покритиковать хотелось, то надпись ‘Трупы выдают с 15-16’ его не вдохновила на выздоровление, то купаться врачи его заставили в одной ванной с больной старушкой, то положили его у открытого окна. Все повествование в рассказе ‘История болезни’ происходит от первого лица Пети с юмором, читать очень забавно. Только бедный Петя начал поправляться, его в больнице заразили коклюшем, затем не хотели выписывать и у него началось нервное расстройство. Вдобавок жене Пети прислали извещение, что надо забрать тело, когда он уже выписывался.
Вот такие приключения ждали бедного Петра в больнице.
Главная мысль рассказа Зощенко История болезни заключается в том, что здоровье надо беречь и не доводить дело до больничной койки, поскольку далеко не все больницы могут предоставить эффективное лечение и комфортные условия пребывания в палате.
Рассказ Зощенко История болезни учит соблюдать спокойствие и не портить себе нервы по пустякам. Рассказчик, попав в больницу, постоянно возмущался тем, что видел вокруг себя. От возмущения у него расшатались нервы, и началась сыпь на коже, от которой рассказчик потом с трудом избавился. Из-за нервного состояния, в котором находился возмутитель спокойствия, у него одна болезнь сменялась другой. Ему было трудно выбраться из лабиринта заболеваний. Но все закончилось более или менее благополучно. Нужно следить за собой и стараться не давать болезням ход.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко История болезни?
Читательский дневник — 3
Рассказ Зощенко ‘История болезни’ — это откровенная сатира на положение дел в медицине, потому что наверняка автор имел ввиду не только одну конкретную больницу.
Краткое содержание рассказа История болезни для читательского дневника
Рассказ Михаила Зощенко ‘История болезни’ очень веселый, несмотря на то, что дело происходит в больнице. Главный герой рассказа ‘История болезни’ Петр — человек педантичный, привередливый, порой ворчливый, но не лишенный чувства юмора и сарказма, привыкший болеть дома, а не в казенном месте. Петр заболел брюшным тифом, у него высокая температура, он почти теряет сознание, но оказавшись в больнице, спорит с врачами, делает справедливые замечания медсестрам.
Главная мысль рассказа М.Зощенко ‘История болезни’: юмор, пусть даже порой черный, очень помогает в тяжелых жизненных ситуациях, здоровый сарказм порой лечит лучше любых лекарств, веселый человек нигде не пропадет. Рассказ М.Зощенко ‘История болезни’ — жизнеутверждающий, веселый, читается на одном дыхании. Жанр рассказа М.Зощенко ‘История болезни’ — сатира.
Читательский дневник — 4
Главный герой в рассказе Михаила Зощенко — это пациент, который болен брюшным тифом. Родственники полагают, что болезнь лучше перенести в больнице, где ‘светло’ и ‘культурно’. Но после пребывания в здравнице, персонаж считает, что болеть надо дома. Что с ним приключилось?
Еще не успев зарегистрироваться, видит надпись на плакате с предписанием, когда можно ‘забирать трупы’. Такая надпись покоробила персонажа, о чем заметил вслух фельдшеру. Вместо того, чтобы успокоить, в ответ, ‘ставят на место’, намекая, что с такой лихорадкой можно самому оказаться в числе ‘трех — четырех’. После небольшой перебранки главный герой бережет силы и не спорит. Его ведут ‘обмываться’, то есть принимать ванную, занятую на тот момент старушкой. После процедуры, далее, попадает в палату, видит около тридцати пациентов с разными заболеваниями, где лежат неодинаково ‘тяжелые’ больные. Требует главного врача, но является фельдшер. Парень отключается, далее следуют три дня в беспамятстве.
После того, как приходит в себя, сестра замечает, что можно на выписку скоро будет тому… Но, вместо выписки, подхватывает коклюш от детей, что ели с одной и той же, недомытой посуды до него. Снова болеет. На этот раз уже готов отправиться домой, но не выписывают, в связи с тем, что некому подготовить выписной эпикриз. На почве, что уже восемь дней без причины держат и не отпускают, на теле появляется сыпь.
Когда же, все-таки, добирается домой, то родственники удивляются, что тот еще живой! На самом деле, по ошибке, послали извещение, перепутав с другим больным.
В общем, вывод напрашивается, сам собою о том, что болеть следует только дома!
Читательский дневник — 5
Этот интересный рассказ Зощенко о больном, который не любит лечится в больнице, точнее у него пропало желание такого лечения из-за случая с ним произошедшего.
После помывочной Петра размещают в огромной палате, где одновременно лежат три десятка больных, на очередное свое возмущение, Петр ответа не услышал, так как потерял сознание.
Когда Петр очнулся, то ему сказали, что можно выписываться из больницы, но он заразился дополнительно коклюшем и не смотря на такую ситуацию он всё-таки вновь выздоравливает, но от нервного потрясения от такого лечения, тело Петра все покрыто прыщами.
Когда Петра все-таки выписали из больницы, он узнает от жены, что домой поступало извещение о его смерти.
После этого главный герой болеть предпочитает в домашних условиях.
В истории Зощенко ‘История болезни’ нам рассказывают о наболевшем, а именно о больничных буднях и о содержании в больницах.
Главный герой в рассказе всего один. Это Петр — молодой мужчина, который попадает в больницу, где ему все не нравится. И не нравится ему не по его прихоти, а по имеющимся причинам.
Ужасные условия содержания, плохой контроль над больными, врачебные ошибки лишь малая часть больничных будней. После выздоравления Петр решает любые болезни лечить в родных стенах дома, но уж точно не в больнице.
Главная мысль мне кажется заключается в обычных буднях медицины тех дней. Когда каждый мог попасть в такую ситуацию. А простому человеку платная медицина была уж точно не помню карману. По сути коротко говоря автор высмеивает то положение больниц и их содержание.
План к рассказу ‘История болезни’
Читательский дневник — 6
Краткое содержание произведения для чит. дневника:
‘История болезни’ главные герои:
Петр — заболевший тифом и попавший в одну из больниц.
Петр хоть и больной с высокой температурой, но не молчит, когда видит в больнице неуместные там вещи: запись о времени, когда нужно забирать трупы, на стойке регистрации, купание вместе с другими больными, да еще другого пола, антисанитарию, открытое хамство и неуважение и т.п.
Он постоянно высказывает это мед. персоналу и даже обещает пожаловаться, в конце лечения у него даже появляется сыпь от нервов. В итоге он решает, что в следующий раз лучше лечиться дома.
Главная мысль рассказа:
Автор высмеивает то, что творится в больницах, как относятся к больным. Несмотря ни на что герой все-таки выздоравливает, он выписывается с твердым желанием больше никогда не посещать больниц и не лежать там.
План можно составить к произведению такой:
Петр заболевает, диагноз ‘Брюшной тиф’, госпитализация;
Шокирующая надпись со временем про выдачу трупов;
Петр идет в обмывочный пункт;
Старушка в ванной;
Принятие Петром ванной;
Палата с большим количеством народа, куда положили Петра;
Петр заболел коклюшем;
Сыпь на нервной почве;
Выздоровление и выписка;
Извещение жене Петра о его смерти;
Петр решает, что будет если и болеть дальше, то дома.
Читательский дневник — 7
‘История болезни’ план для пересказа произведения
Главные герои: Петр — молодой человек, попавший в больницу с брюшным тифом и любящий вступать в ‘научные пререкания’: то ему не нравится надпись ‘выдача трупов’ на стене приемного покоя, то старуха, сидящая в ванне, в которой ему предстоит искупаться, то больничная терминология, то шумные соседи. Не сложились у Петра отношения и с другими героями рассказа — со строгим фельдшером и бессердечной медсестрой.
Главная мысль: больница в рассказе — воплощение казенщины и бездушности, писатель показывает до какого абсурда можно довести любое благое дело, если слепо следовать инструкциям. Зощенко хочет обратить внимание своих читателей на то, что безнаказанность, разгильдяйство и официоз убивают людей не хуже болезней.
Смысл рассказа «История болезни» Зощенко
«История болезни» — это короткий, написанный в свойственном автору комическом стиле, рассказ.
История ведется от первого лица. Герой рассказывает о том, как проходил лечение в одной из рядовых больниц города. Все начинается с того, что его привезли туда в тяжелом состоянии с брюшным тифом. Еще в регистратуре он натыкается на плакат, который предупреждает посетителей, о том, что трупы выдаются исключительно по определенным часам. Будучи шокированным подобной бесцеремонностью, мужчина вступает в перепалку с фельдшером. Тот дает неутешительный прогноз по поводу выздоровления и предполагает, что информация на плакате вскоре пригодится родственникам больного. Только угроза главного героя, что он напишет жалобу руководству больницы, заставляет доктора «замять» разговор.
На этом беды больного не закончились. После регистрации его прямиком ведут в обмывочную, заставляют снимать одежду в присутствии пожилой больной женщины, которая принимала ванну. Медицинский персонал успокаивает пациента, что бабушка находится на волоске от смерти и вряд ли придет в смущение от вида обнаженного мужчины.
После водных процедур герою выдают больничную одежду, очень напоминающую тюремную форму. Синяя печать на рубашке придает облачению еще большее сходство с робой заключенного.
Дальнейшее пребывание в палате оказалось для мужчины не лучше: его определили в маленькую палату, наполненную тридцатью пациентами с различными болезнями, прямиком у открытого окна и по соседству с инфекционным блоком. Не успев оправиться от брюшного тифа, герой заражается коклюшем, а потом неким «нервным» кожным заболеванием. Он начинает смиряться с установленными в лечебном учреждении порядками, равнодушием врачей и медсестер и почти перестает возмущаться.
С выпиской тоже не все прошло гладко. Задержавшись в больнице на лишних восемь дней, по причине сильной занятости врачей, он все-таки попадает домой. От жены узнает, что близкие его почти похоронили, так как недавно, по ошибке и халатности медицинских работников получили известие о его смерти и необходимости забрать труп.
Создавая образ главного героя, автор намеренно не указывает детали его характера, внешности, социального статуса и другие особенности. Делается это для того, чтобы каждый читатель смог узнать в рассказчике самого себя, ведь каждый в своей жизни хоть раз сталкивался с подобным проявлением работы медицинских работников. Комический на первый взгляд рассказ показывает все несовершенство советской медицинской системы, отголоски которой дошли и до современности. Медицинские работники ко всему подходят формально, делают из потока больных проходящий конвейер. Им безразлична судьба пациентов, они не борются за их жизнь, предпочитая бессознательных больных тем, кто находится в рассудке, так как первые доставляют меньше проблем.
Автор показывает этапы формирования отношения людей к подобному обращению на примере своего героя. Сначала он был шокирован и пытался добиться к себе человеческого отношения, потом почти уже не возмущался абсурдом, который происходит в больничных стенах, затем и вовсе смирился, беспрекословно ожидая момента своей выписки, лишь изредка спрашивая у лечащего врача, не дошла ли до него очередь. Даже после рассказа жены о то, что ее вызывали «срочно явиться за телом мужа», герой не проявляет удивления и не возмущается произошедшим, ему лишь становится «немножко неприятно».
Несмотря на стиль изложения в произведении раскрывается один из главных пороков советского общества – формализм и равнодушие к чужой беде. Несмотря на то, что с момента создания рассказа прошло более восьмидесяти лет, проблема никуда не исчезла, а только усугубилась и приняла устрашающие формы. Автор осуждает подобное поведение и на протяжении всего произведения чувствуется его надежда на исправление ситуации.
«История болезни» — анализ рассказа Михаила Зощенко
Михаил Зощенко — известный советский писатель, книги которого пользуются популярностью у читателей. В своих произведениях он обличал все возможные пороки советской власти, но делал это столь тонко и малозаметно, что позволило ему избежать сурового наказания и остаться живым даже в темные сталинские времена. Анализ рассказа «История болезни» Зощенко позволит поближе познакомиться с бытом больниц в двадцатых-тридцатых годах прошлого века.
История написания
Рассказ «История болезни» написан в 1936 году, а впервые его напечатали в журнале «Крокодил» в 1937—1938 годах. Это произведение автор задумал после посещения им больницы, где Михаил Зощенко оказался по причине тяжёлой болезни. Его удивило холодное и бессердечное отношение медицинских работников к пациентам, при этом декларировалась забота о каждом из больных. Работа над этим коротким рассказом заняла буквально несколько дней, однако с его печатью появились определенные сложности.
Издатели не хотели рисковать, публикуя такой острый сатирический рассказ, который в 1937 году мог им стоить не только работы, но и жизни или отправки на десяток лет в лагеря. Лишь после одобрения «Истории болезни» высоким начальством, Зощенко со всеми необходимыми бумагами отправился в журнал «Крокодил», а в последующем это произведение появилось уже в его общем сборнике.
Эта книга пользовалась популярностью у читателей, многим описанная автором проблема была крайне близкой, ведь они едва ли не ежедневно сталкивались с таким хамством и бессердечным отношением со стороны государственных структур.
Жанр рассказа
Рассказ «История болезни» написан в реалистическом жанре. Это тонкая сатира на существующие в те времена медицинские учреждения и систему врачебной помощи в Советском Союзе. На бумаге высокое начальство рапортовало о заботе о человеке, однако в действительности, каждый больной считался винтиком в системе, поэтому не стоит удивляться пренебрежительному, а порой и хамскому отношению к больным со стороны медицинского персонала.
Несомненно, в своём произведении Михаил Зощенко преувеличивал несчастья главного героя, показав его придирчивым, а порой и занудным человеком. Однако все его требования полностью объективны, подчеркивая безразличие врачей и медсестёр к пациентам в больницах. Зощенко при создании этого рассказа отказался от описания типовых героев, выбирая в качестве главных персонажей обычных людей, с которыми может ассоциировать себя каждый читатель.
Юмор в этом произведении, а также его повествование схоже с великими рассказами Марка Твена. Ситуация, в которую попадает рассказчик, одновременно комичная и трагичная. Каждый советский человек угадывал в таком персонаже свои приключения в больницах и поликлиниках. Неудивительно, что это произведение было актуально не только в тридцатых годах прошлого века, но и на протяжении многих десятков лет, когда пациенты сталкивались в медицинских учреждениях с таким отношением к себе.
Автор высмеивал существующие порядки в обществе, одновременно утверждая об имеющихся недостатках в советской системе.
Главные герои
Главный герой рассказа — обычный советский гражданин, который попадает в больницу с высокой температурой и с брюшным тифом. Из его слов становится понятно, что он образованный человек, обладающий смелостью обсуждать и критиковать все увиденным им недостатки в медицинских учреждениях.
Главными персонажами рассказа являются:
Традиционно для своих рассказов Зощенко описывает лишь несколько персонажей, которым практически не даётся каких-либо характеристик. Это сделано, чтобы читатель сам додумал те или иные качества и черты характера героев этого произведения. При этом многие в таком описании угадывали всех врачей и фельдшеров, с которыми они сталкиваются уже в своих больницах и поликлиниках.
Главный герой «Истории болезни» стремится к внутренней гармонии и внешней красоте. Это идеалист, который мечтает, чтобы в советской жизни слова не расходились с делом. Он не беспочвенно критикует имеющиеся в больнице недостатки, предлагая возможные пути их исправления. Однако ни фельдшеру, ни врачам, ни руководству медицинского учреждения такие замечания не интересны, так как они безучастно и пренебрежительно относятся ко всем пациентам.
Краткое содержание
Главный герой, от лица которого ведется повествование, заболел брюшным тифом и его положили в больницу. Испытания начинаются уже в приёмном покое, где он видит надпись о расписании выдачи трупов. Рассказчик спорит с фельдшером, утверждая, что такие информационные стенды не нужно располагать на видном месте. Это не добавляет сил пациентам, которые начинают нервничать и становятся морально подавленными.
Следующее испытание ожидало в помывочной комнате. Рассказчик стал уверять медсестру, что такое название больше подходит для колхозной фермы. Ведь именно там в помывочной купают и чистят коров и других животных. Как только его привели в эту комнату, главный герой замечает, что ему предлагают раздеться в то время, когда в ванне моется какая-то старушка. После непродолжительных споров пожилую пациентку всё же уводят, что позволяет вымыться рассказчику и одеться в больничную одежду, которая оказалась на несколько размеров больше.
Рассказчик, оказавшись в палате на 30 человек, вновь был недоволен лечением и попросил позвать лечащего врача. Вместо него, пришёл санитар, однако у рассказчика уже не было сил спорить, он потерял сознание от высокой температуры, а очнулся лишь через несколько дней. По словам санитарки, несколько суток он находился между жизнью и смертью, у него был жар и лихорадка, но молодой организм победил, а рассказчик очнулся и пошел на поправку.
В конце перед выпиской он узнает, что его жене по ошибке отправили похоронку, приняв за другого пациента. На этом мучения в больнице заканчиваются, а рассказчик, пускай и недолеченным с небольшой сыпью, выписывается, для себя зарекаясь больше не попадать в такие медицинские учреждения.
Анализ и художественное разнообразие
Основной проблематикой этого рассказа является формальное отношение к человеку советских учреждений. Причём с подобным сталкиваются не только в больницах и поликлиниках, но и практически во всех сферах жизни. Главный персонаж пытается противостоять системе, однако подвергается гонениям врачей и медперсонала. В конечном счете, он покоряется, полностью отказываясь от возможной борьбы за справедливость. По мнению автора, формализм все же побеждает в советской жизни, а борьба против существующего уклада жизни попросту невозможна.
Поднятые в произведении проблемы:
Главный герой «Истории болезни» Зощенко относится к категории тех невезучих людей, кто в каждой ситуации остаются виноватыми. Он высказывает недовольство безразличным отношением к себе врачей и фельдшеров, но в больнице его считают нахалом и привередливым больным. Медсестра даже предполагает, что такие любопытные люди долго не живут, поэтому, с большой долей вероятности, поправиться от болезни у пациента не получится.
«История болезни» состоит из нескольких последовательных эпизодов, которые описывают все мучения главного героя в госпитале. Каждый из таких эпизодов забавен и вызывает у читателя смех, являясь средством сатирического описания такого бездушного отношения к каждому пациенту и человеку. Автор, делая речь врачей малограмотной, высмеивает медиков, которые не то что не лечили, а больше вредили своим больным.
Примечателен небольшой отрывок этого рассказа, где всем пациентам выдают больничные пижамы. Тем самым автор делает обобщение, что советская система представляет собой общий лагерь заключённых. Зощенко сравнивает медицинское учреждение с тюрьмой, в которой также арестантам выдают робы со специальным клеймом на спине или груди. Всё это унижает человеческое достоинство, превращая всех людей в покорную серую массу.