чему учит житие сергия радонежского

Чему нас учит Преподобный Сергий Радонежский

18 июля Русская Православная Церковь отмечает память Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, одного из наших великих русских святых, основателя Троице-Сергиевской Лавры в Сергиевом Посаде. Место является центром паломничества и входит «Золотое кольцо России».

При рождении у него было имя Варфоломей, годы его жизни 1324 (или 1322) – 1392, точно не определены. Его биографию можно описывать очень долго, в рамках одной статьи практически невозможно, да и не надо. По ссылкам, указанным ниже вы сможете изучить подробное жизнеописание этого великого святого.

Его считают покровителем учащихся, потому что он своим жизненным примером показал, что упорство и трудолюбие рано или поздно вознаграждаются. В школе учение ему давалось с большим трудом, он долго не мог научиться читать. Однажды, разыскивая пропавших жеребят, юный Варфоломей встретил «старца-схимника», который благословил его на разумение всяческих наук.

Варфоломей в благодарность пригласил старца домой. Там-то старец и предрек великое будущее Варфоломея, сказав что ему «надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей».

С детства Варфоломей стремился к духовной жизни и уединению, но он был хорошим сыном и почитал своих родителей. Считал, что семейные добрые отношения превыше всего.

Когда родителей не стало, Варфоломей отказался от своей доли наследства в пользу брата и стал отшельником. Вместе со своим старшим братом Стефаном они нашли «пустынное» место в глухом лесу под названием «Маковец», в 12 километрах от Радонежа.

Здесь он прожил несколько лет в полном уединении и молитве, пройдя многочисленные испытания голодом, холодом, «страхованиями» и «бесовскими наваждениями». Впоследствии к нему присоединились ученики, стали приходить многочисленные паломники. Здесь впоследствии был основан Свято-Троицкий монастырь.

Руководя обителью, Серги проявил исключительные качества своей души. Именно своим личным примером он воспитывал послушников и учеников. В его словах часто употреблялось слово «радость». «Не этот ли призыв к радости, не эта ли радость, полагаемая им в основание всякого действия, и привлекала к нему столько сердец и впоследствии сделала его Обитель средоточием духовной культуры, опорою и прибежищем во все тяжкие минуты жизни Земли Русской?» (https://nowimir.ru/DATA/030013.htm)

Своим ученикам и послушникам настрого запретил просить подаяния, а пользоваться лишь результатами своих трудов, и сам так жил, трудился как «раб купленный», одевался в рубище, сам себе шил. Никогда никого не ругал, только научал, в каждом видел его уникальность и старался развивать ее. В нем сочетались практичность хозяина и духовность святого, высшие мысли – и знания земные. Будучи мудрым руководителем, Сергий ввел «общежитничество» в устав монастыря, т.е. отказ от всего частного и работу на общее.

Преподобный Сергий явил собою образец скромности и смирения и кротости, прошу не путать с «самоуничижением». Смирение – умение принимать всё от жизни и выполнять свой долг.

Преподобный Сергий воистину был миротворцем, ярым противником любого насилия. Это в 14 веке, когда Российское государство еще только формировалось под Московским княжеством и находилось под гнетом татарского ига. Постоянные междоусобицы среди удельных князей только ослабляло Молодое государство и было выгодно татарам. Огромная заслуга преподобного Сергия в том, что своей духовностью и мудростью он объединил и вдохновил русский народ. Сила духа возросла настолько, что Россия сбросила татарское ярмо.

Благословляя князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, он спросил: «Всё ли ты сделал, все ли меры использовал, чтобы предотвратить страшную битву?» И князь ответил, что он всё сделал, но безуспешно. «Если так, — сказал Сергий, — то врага ждёт конечное погубление, а тебя помощь и слава от Господа».

Историк В.О.Ключевский: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной…»

25 сентября 1392 года, на 78-м году от рождения, Святой Сергий мирно отошел в окружении братии. По их свидетельству, в момент преставления лик Преподобного озарился светом и необыкновенное благоухание наполнило келью.

«Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Чему учиться современному юношеству у Сергия Радонежского?

9999016

Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»

С преподобным и сам преподобным будеши.
[Пс 17:26]

«Для чего человек создан от Бога?» – спросили одного простого старца. «Чтобы быть наследником Царствия Божия», – отвечал он.

sergiy radonezhskiy 06Истинный ученик Святой Троицы Сергий Радонежский не оставил ни одного поучения, ни одного пророчества, не написал ни одной строки. Он оставил нам пример собственной жизни. Христианство – это жизнь, а не философия. Наши проповедники на протяжении 700 лет извлекают нравственные уроки из сказания о его жизни. Это неиссякаемый родник крепкого русского духа. Нам, людям, живущим многомятежной жизнью XXI века, надо изучать русскую жизнь у самых её основ, у одного из главных источников. Известный наш историк В. О. Ключевский так характеризует великое духовное значение преподобного Сергия «… как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в чистой капле воды».

Совершим благоговейное наблюдение путей Провидения вместе с архимандритом Никоном (Рождественским), который составил «Житие преподобного Сергия Радонежского» в 1885 г.

Чему же нам учиться у Сергия Радонежского? Нам надо учиться христоподражательному нраву! Учиться тому, как благодатный отрок становится благодатным старцем.

«С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим, прежде всего, два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика. Они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нём тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечёт к себе человеческое сердце». Таким изображает великого избранника Божия его первый «жизнесписатель», его ближайший ученик, преподобный Епифаний. В генетической памяти нашего народа Преподобный Сергий Радонежский – идеал Святой Руси, его образ помогает нам сохранять национальное достоинство.

nesterov youthБудем учиться у Сергия Радонежского целомудрию.

Целомудрие не только и не столько состояние физическое, сколько духовная структура. Внутреннее устроение. Целостное мудрое отношение к жизни. Оно должно быть прочным.

Человек в продолжение жизни либо возвышается духовно, либо умаляется как личность.

Масс-медиа в своей вихреобразной суете где-то на крутых поворотах потеряли понятие нравственности. Разрушая духовную структуру человека и человечества, не ведают, что творят. Виртуальный мир разрывает у нашей молодёжи связь с реальностью.

России дан Богом совершенный в добродетелях человек, подражатель совершенства Отца нашего Небесного. Сергий Радонежский не кумир, а реальный идеал. Господь подаёт нам возможность приблизиться к этому образцу. И на этом пути нас ждёт божественная поддержка.

Скопировать жизнь Сергия Радонежского невозможно, его образ жизни – плод стяжания Святого Духа. Но сознавая свою слабость перед Богом, нам надо учиться понимать слабости другого и проявлять доброту и милосердие, жить в любви и дружбе с родными и близкими, друзьями и коллегами – и жить станет легче.

«Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас»!

Идёт сражение культур, цивилизаций. И учителю необходимо соответствовать своему высокому предназначению: каждым словом, каждым действием побуждать воспитанника к духовной работе над собой.

Что день грядущий нам готовит? Возврат к национальным истокам. Встреча с Богом происходит в храме. Замечательная традиция нашей церкви – проводить молебен для школьников на начало учебного года. Много ли на нём учителей? А ведь учителю недостаточно только профессионального совершенствования, ему необходимо духовное. И духовное прежде профессионального. В современной образовательной концепции воспитание на первом месте.

Учимся на исторических примерах.

y2opon7einВеликий князь Дмитрий Донской, готовясь выступить в поход против татарских полчищ Мамая, счёл первым долгом воздать смиренное поклонение Господу сил в обители Живоначальной Троицы и получить благословение святого игумена. По окончании Божественной литургии преподобный Сергий окропил освящённой водой великого князя и всех бывших с ним князей, бояр, воевод, дружину воинскую и осенил святым крестом. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством и бесстрашно пошли в кровавый бой. Куликовская битва закончилась полным поражением татар и решила участь России.

Слово молитвы святого старца сильнее всякой власти. Богодарованная победа!

Святая Церковь достойно и праведно величает его, Угодника Божия, избранным воеводой земли Русской. Монах и воевода в одном лице! Сознание современного человека не вмещает такого размаха личностного роста. Но это русский человек, живший 700 лет назад.

Наши святые, наши герои должны стоять перед нашим мысленным взором и служить образцом для подражания нам и нашим детям.

Телевидение прилагает неимоверные усилия, привлекает огромные финансы, чтобы превратить нашу жизнь в нескончаемое шоу. В социальных сетях информационно-психологическая война посягает на каждую душу. Какие резервы необходимы юным умам и сердцам, чтобы переплавить весь хаотический соблазн и выработать иммунитет против нравственного падения.

Сергий Радонежский, краса Церкви Православной, учит нас целеполаганию. Будучи отроком, он поставил себе великую цель: облечься в ангельский образ и достичь недостижимого, невзирая ни на какие препятствия!

Читаем «Житие Сергия Радонежского». Это практическое руководство к действию. Учимся на его примере: «С преподобным и сам преподобным будеши». Черпая из книг уроки духовной мудрости, отрок Сергий тут же старался прилагать их к своей жизни. «Не так, – замечает святитель Филарет, – как многие долголетние учёные, которых учение цветёт в словах, но в делах не созревает».

Соединение теории с практикой – один из педагогических принципов обучения – плохо даётся современным педагогом. Мы пытаемся соединить теорию с будущей профессиональной деятельностью. А духовное совершенствование, пронизывающее жизнь обучающегося, остаётся, к сожалению, за пределами нашего влияния.

863ihrqdctИмператрица Екатерина II, тщательно изучая «Житие Сергия Радонежского», составленное его учеником блаженным Епифанием, как прилежная ученица произвела «Историческую выпись», то есть написала реферат о Преподобном, выделив следующее, возможно, для подражания: «Житие же его бе сицево (житие его было таково): пост, сухоядение, беспостелие, бдение, чистота телесная и душевная, моление, труды телесные всегдашние, страсти умерщвление, тихость, кротость, смирение нелицемерное, молитва непрестанная, рассуждение доброрассудное, любовь совершенная, память смертная, страх Божий беспрестанный – начало бо премудрости страх Господень».

Каждый из нас родом из детства. Что же было в детстве Сергия? В детстве он имел опыт уничижения: ему никак не давалось обучение грамоте. Учитель наказывал его в школе, товарищи смеялись над ним, родители сокрушались. Мальчик напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгой, плакал и горячо молил Бога: vo3ubui7i8«Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, Господи, просвети и вразуми!» С юных лет всем сердцем и мыслью возлюбил Бога. От младых ногтей последовал Иисусу Христу. Уже в отрочестве осознал, что воздерживать себя во всём есть лучшее средство сдерживать страсти, а свободный от страстей дух и непомрачённая ими мысль всегда бывают способнее к восприятию благодати Божией.

Сергий Радонежский принадлежал к аристократии, почитал своих родителей, благочестивых бояр, ни в чём не выходил из их воли: как кроткий и послушный сын, он был истинным утешением для них. Они уважали его выбор. Идеальные отношения. После смерти родителей уходит в пустынную нищету. Духовную жизнь делает доминантой, и она преображает человеческую жизнь!

Мы, современные христиане, даже самые лучшие из нас, – младенцы веры. С верой связывается преображение человеческой личности.

Чему учиться современному учителю у Сергия Радонежского?

sergiy trudyОтеческому увещеванию! Слово Божие преобразует жизнь человека. Но, пребывая в сане игумена, он учил не столько словом, сколько своим примером трудолюбия, по-прежнему продолжал служить братии в домашних делах: сам скатывал свечи, сам варил кутью, сам приготовлял просфоры, сам же для них молол пшеницу, сам шил одежду и обувь не только для себя, но и для братии. Но строго наблюдал за исполнением монастырского устава. От начальствующих он требовал быть кроткими и милостивыми к подчинённым, а подчинённым заповедовал быть в беспрекословном послушании у начальствующих. Учил правильному поведению. Поступь у всех должна быть тихая и спокойная, с наклонённой головой, чтобы наружность соответствовала внутреннему смирению.

2r39s22l48Сергий Радонежский – великий образец истинного смирения – Державу Российскую укрепил! Казалось бы, христианское смирение не должно способствовать развитию государственного мышления. Однако пример угодника Божьего показывает обратное. Следовательно, надо изменить мировоззрение и картина мира предстанет пред нами в новом свете.

Нам надо ежесекундно помнить, что Бог создал человека по образу и подобию Своему для сотворчества, для сотрудничества. Сейчас многие испытывают духовное сиротство. Классическая литература и классическое искусство помогают, но не спасают… Нам не надо тосковать о России посреди России.

Черпаем мудрость, силу и стойкость из наших благословенных истоков. Учимся у служителя Святой Троицы общению с учениками. Сейчас каждый ученик считает себя умнее учителя с самых первых лет обучения. Студент предпочитает общение со сверстниками общению с преподавателем, родителем. Социологические опросы показывают: приходят в учебное заведение, чтобы пообщаться друг с другом. Современный отрок прекословит учителю, чтобы самоутвердиться и таким образом завоевать авторитет у одноклассников; может заявить матери, закончившей школу с золотой медалью и университет с отличием: «Ты ничего не понимаешь, я умнее тебя».

На вопрос: в чём смысл жизни? сегодняшний студент, не задумавшись и не смутившись, отвечает: в развлечениях. Основная тема студенческих разговоров в стенах учебного заведения – иномарки. Как мы, христиане, допустили такое перепрограммирование? Мы ещё можем выиграть информационную войну, обратившись к духовному опыту святых отцов церкви.

Сергий Радонежский был великим учителем. В беседах с ним в убогой келье ученики находили для себя и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам в близком примере святой жизни, и ограждение от искушений в его руководстве, и подкрепление сил в его молитве, и райское утешение в общении. Кроткие ученики кроткого старца. Они с любовью и благоговением взирали на своего учителя. Каждый старался смирять себя перед смиреннейшим, забывал свои права и во имя любви думал только о своих обязанностях. Благословенное время! Что мы потеряли?

Мы потеряли смирение, кротость и терпение, которые наполняли избранный сосуд Духа Божия – Сергия Радонежского, сопровождали каждый его поступок.

«Житие Сергия Радонежского» всегда будет сиять среди литературных сокровищ мира. Оно производит впечатление благотворное и назидательное. Светлый пример жизни по заповедям Божиим. В нём мы находим юным поучительный пример. Духовный опыт, как драгоценный природный алмаз, извлечённый из наших недр, не обработанный европейскими ювелирами, нам дороже. Через маленькое оконце его кельи разливается благодатный свет по лицу родной земли, подаёт надежду: с Божьей помощью устроив русскую Душу, мы обустроим и нашу Россию…

04 prep sergiy po rusi

Заслуженный учитель РФ
Лидия Алексеевна Вишнякова,
доклад на Свято-Тихоновских чтениях, 2013 г.

Источник

Летопись «Житие Сергия Радонежского»

Читательский дневник по летописи «Житие Сергия Радонежского»

Жанр произведения: житие

Главные герои: Сергий.

Второстепенные герои: мать, отец, братья.

Характеристика главных героев:

Сергий — он же Варфоломей.

Был любознательны, добрым и мудрым.

Стремился к высшему промыслу.

Характеристика второстепенных героев:

Кирилл и Мария — родители Варфоломея. Люди богобоязненные и трудолюбивые.

Стефан и Пётр — братья Варфоломея.

Добрые, правильные и трудолюбивые.

Краткое содержание летописи «Житие Сергия Радонежского»

В этом произведении повествуется жизнь святого начиная с самого младенчества.

Автор рассказывает, что будучи ещё младенцем Варфоломей, не пил материнское молоко, если его мать ела мясо.

Также ещё в утробе он заплакал, когда мать была в церкви.

Два его брата быстро и хорошо учились, а Варфоломей никак не мог.

Но после встречи со святым старцем он научился грамоте и стал лучше всех понимать в церковных книгах.

Братья его женились, а Сергий хотел уйти в монастырь.

Но родители просили не покидать их, и Сергий жил с ними, пока они не умерли.

Только после этого Сергий и Стефан поселились в лесу близ Радонежа.

Но Стефан вскоре ушёл.

Сергий некоторое время жил один, потом к нему стали приходить монахи.

Постепенно возникла монашеская обитель, а Сергий стал её игуменом.

Он совершал множество чудес, оживлял умерших, изгонял бедных, проявляя при этом смирение и скромность.

Когда Руси угрожал хан Мамай, преподобный Сергий благословил Дмитрия Московского на битву и послал с ним двух монахов.

Благодаря этому русские победили.

Слава о святом наставнике распространилась по всей земле.

Даже из Царьграда приезжали посмотреть на святого.

Сергий всю жизнь служил Богу и помогал людям.

После смерти его тело распространяло благоухание.

План летописи:

Основная мысль «Жития Сергия Радонежского»

Главная мысль этой летописи в том, что достичь совершенства человек может лишь служа Богу.

Основной идеей летописи оказывается мысль о том, что настоящая святость не терпит мирской суеты.

Святой человек помогает другим людям найти свой путь к Богу.

Он не стремится к славе и богатству, он думает о своей душе.

Нужно быть чистым в своих мыслях и поступках.

Чему учит произведение

Летопись учит быть скромными, смиренными, стойко переносить выпавшие на вашу долю страдания.

Учит не делать и не желать зла, думать о своей душе, верить в Бога.

Учит быть честным перед собой и другими людьми. Учит патриотизму.

Краткий отзыв по «Житию Сергия Радонежского» для читательского дневника

Прочитав это произведение, я была поражена величием личности православного святого преподобного отца Сергия.

Это был великий человек, творивший немыслимые для нашего времени чудеса одной лишь силой своей веры.

Жизнь отца Сергия нельзя назвать простой и лишённой страданий.

Он не желал богатства, всегда был скромным и отзывчивым.

По мере сил он помогал всем, кто к нему обращался.

Количество добра, принесённое Сергием людям, не поддаётся исчислению.

Автору летописи удалось создать образ святого, лишённого любых человеческих недостатков.

И таким стать святому удалось потому, что он истово верил в Бога и жил руководствуясь высшими законами.

Я всем советую прочитать это произведение и задуматься о том, какое место добро занимает в вашем сердце.

Невозможно стать вторым Сергием Радонежским, но стремиться быть лучше, чем ты есть нужно обязательно.

Пословицы к произведению:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Отец и мать рассказали иерею, как их сын, ещё в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это».

Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребёнок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Источник

Чему учит житие сергия радонежского

Гладкова Ольга Ивановна,руководитель «Изостудии», педагог дополнительного образования

СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Вот Сергий — старец на исходе дней

Остались в прошлом подвиги, затворы.

Мы жизнь его окидываем взором,

Хотим понять, что главным было в ней.

В год 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского особенно хочется остановиться на значении образа святого для воспитания детей в начальных классах школ нашей страны.

Одно из положений ФГОС начального общего образования гласит: начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

Мы считаем, что развитие младших школьников может успешно осуществляться во время занятий изобразительным и декоративно-прикладным творчеством в Изостудии, темой же творчества могут быть сказки, легенды, былины, истории из прошлого нашей Родины. Все дети любят рисовать, лепить, фантазировать и сочинять. Полноценное развитие ребёнка невозможно без атмосферы любви вокруг него, без понимания им разницы добра и зла и отождествления себя и своих дел с положительным героем каждой конкретной истории, с которой юный творец познакомился на занятии в нашей «Изостудии». Чудесный добрый образ Сергия Радонежского в этом смысле замечательно подходит для темы детского творчества.

Основанная Святым обитель, покровительство над которой взяла Сама Божия Матерь, посещения которой Сергий сподобился при жизни и которая пообещала преподобному, что никогда не оставит этого места, словно невидимыми ниточками связывает прошлое и настоящее земли Русской.

Любопытство, интерес, полёт воображения и толчок к самостоятельному творчеству во время наших занятий – вот чего мы ждём от наших детей. Сергий Радонежский многому учит, от начала и до конца своей жизни. И рассказывая о нём детям, мы должны попытаться подчеркнуть то главное, что сделал преподобный, то великое наследие, что он оставил.

С самого начала обращаем внимание ребят на то, что интересное и чудесное, важное и главное всегда присутствовало в жизни Сергия, и началось это с его детства. Душа отрока Варфоломея стремилась к Богу, ему хотелось читать слово Божие, а у него не получалось. Господь словно испытывал его, проводя через насмешки товарищей, нарекания учителей, недовольство родителей. И он попросил помолиться за него встречного инока, ведь через молитву, он твёрдо знал, происходит разговор с Богом. Из этого видно, что душа будущего Святого старца уже в ранние годы повстречала Бога, стремилась к духовной жизни. Способности к учению, красноречие, память и усидчивость, умение видеть и слышать всё вокруг, словом, всё то, к чему тогда отрок Варфоломей так усердно стремился, Бог дал ему по молитве сполна. Прозорливость и мудрость пришли к монаху Сергию с годами, а благодарность и память народная о добрых делах создали репутацию могущественного помощника, наставника, защитника всей русской земли.

Сопровождаем рассказы о Сергии духовной музыкой, яркими иллюстрациями, просим детей сначала с помощью шаблонов и подсказок, а затем и самостоятельно, используя собственные мысли и идеи, отобразить на бумаге (на другом материале, в глине, в тесте и т.д.) сцены из жизни Святого, окружающих его людей и животных, даже его мечты и видения. Яркие краски образов, громкие имена героев, правильно подобранные слова для характеристики персонажей, сюжетов и финалов, чётко продуманные названия творческих работ помогут ребёнку передать в изображении и речи свои мысли, познать самого себя, свои эмоции и желания, усвоить этические нормы, обрести смысл жизни, тем самым способствовать росту уверенности в себе и активизации резервных возможностей каждого вашего ученика.

Как встретиться с Богом, или, проще, как стать счастливым? Об этом думает каждый. Как нам не потерять своей связи с Богом, когда вокруг нас столько развлечений и увлечений. Это и телевизор, и компьютерные игры, и многое другое. Всё это никак не приближает к Богу, не делают нашу душу богаче, а, наоборот, расхищает время, силы, отвлекает ум, крадёт наше внимание. Сегодня это так важно объяснить каждому ребёнку.

И опять Сергий учит нас всей своей жизнью, что в нашей душе не должно быть пристрастий ни к чему пустому, что мы должны быть внимательны к себе «внутреннему». Вместе с братом Стефаном он ушёл в лесную глушь, где они построили шалаш и маленькую деревянную церковь, посвященную Живоначальной Троице. Брат Стефан не выдерживает очень суровой жизни в лесу и возвращается в Хотьковский монастырь. Сергий остается совсем один. Он молится ночью, т.е. разговаривает с Богом, днем работает. Каким же надо быть сильным, чтобы не испугаться ни ночных страхов, ни соседства диких зверей, когда и брат старший не смог выдержать. Несколько лет прожил Сергий один среди дремучего леса. И какова же была помощь Божья? Вокруг Преподобного собрались люди, образовался скромный монастырь, число монахов постепенно увеличилось, возвратился старший брат.

Сергия назначают игуменом монастыря, хотя Сергий не стремился к власти. Здесь он учит нас скромности, даже одеждой и работой не выделяясь из других. Преподобный заботился о том, чтобы и монахи жили скромно, просто, мирно, проводили дни в молитвах и трудах. Сергий учит нас заботиться о душе, не давая ей лениться, развлекаться, собирая «нетленное богатство». По его молитвам совершаются чудеса: приходят возы с теплым хлебом, когда в обители несколько дней не было пищи, появляется источник с чистой водой… Слава о подвигах игумена растет, о нём узнают по всей Руси и почитают за праведника. Образовывается Свято-Троицкий монастырь.

Примером для жизни верующего, сильного и мужественного человека служат много сотен лет истории из жития Святого Сергия. Меньше всего, наверное, думал Преподобный об этой общественной роли, уходя скромным и безвестным юношей в лесную глушь.

В тяжелые времена монгольского ига, насилия, предательства и подлости Сергий поддерживает народ, обращается к совести князей. Его слушают, ему верят. Около сотни монастырей появляется на Руси, вокруг них селятся люди, получая духовную поддержку. Вот что может сделать один человек высокой духовной жизни при помощи Божией!

Навсегда связано имя Сергия Радонежского с победой, одержанной на Куликовом поле. Преподобный благословил великого князя Московского Дмитрия на битву, предсказал князю победу, благословив двух иноков, бывших воинов, Пересвета и Ослябю, на поход с князем и участие в битве. Один из богатырей, Александр Пересвет, перед сражением встретился в поединке с монгольским богатырем Челубеем. Этот сюжет из нашей истории постоянно вдохновляет юных художников на творчество, а защитников Родины – на подвиги.

Примером всей своей жизни Преподобный Сергий учит самому главному: победе над своими страстями, соблюдению воли Божией, соблюдению заповедей, учит правде, прямоте, мужественности, милосердию, труду, благоговению, вере.

«Жития святых для детей», «Артос медиа», М., 2011.

«Православная культура в школе», «Покров», М., 2003.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector