чему уделил бы внимание гуманистический психолог

Содержание

Психологическое консультирование

Корректор типографии 5. 4. 3. 2. 1. 0 Медицинская сестра 5. 4. 3. 2. 1. 0 »

Менеджер по персоналу 5. 4. 3. 2. 1. 0 Наладчик машин и технологического оборудования 5. 4. 3. 2. 1. 0

Нотариус 5. 4. 3. 2. 1. 0 Оптик 5. 4. 3. 2. 1. 0 Педагог-тренер 5. 4. 3. 2. 1. 0 Почтальон 5. 4. 3. 2. 1. 0

Проводник пассажирского вагона дальнего следо­вания 5. 4. 3. 2. 1. 0

Продавец непродовольственных товаров 5. 4. 3. 2. 1. 0

Психолог-консультант 5. 4. 3. 2. 1. 0

Пчеловод 5. 4. 3. 2. 1. 0

Следователь 5. 4. 3. 2. 1. 0

Фрезеровщик 5. 4. 3. 2. 1. 0

Художник-реставратор 5. 4. 3. 2. 1. 0

Эвакуатор службы скорой помощи 5. 4. 3. 2. 1. 0

Экскурсовод 5. 4. 3. 2. 1. 0

Экономист 5. 4. 3. 2. 1. 0

Обсуждение: аргументировать, обосновать и защи­тить свое мнение по специальности психолога-консуль­танта.

Задание 4. Самопроверка (по В. Квинн)

/. Какой из перечисленных ниже психологов, веро­ятнее всего, мог бы утверждать, что «целое больше, чем сумма его частей»?

г. приверженец гуманистической психологии.

2. Какое направление психологии занимается толь­ко наблюдением и обсуждением поведения человека?

в. психоаналитическое направление

г. гуманистическое направление.

3. Психолог сказал Алексею, что тому не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого на­правления придерживается этот психолог?

в. психоаналитического направления

г. гуманистического направления.

4. Чему уделил бы внимание гуманистический пси­холог?

а. организации психики

б. неосознаваемым побуждениям

в. способам поощрения

5. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию?

6. когнитивной психологии

г. гуманистической психологии.

б. Кто из перечисленных ниже специалистов при­нимает и применяет на практике несколько направле­ний психологии?

Источник

Пособие по психологическому консультированию

22. Экономист 5. 4. 3. 2. 1. 0 Обсуждение: аргументировать, обосновать и защитить

свое мнение по специальности психолога-консультанта.

Цель: анализ самомотивирования в работе.

Ведущий обращается к участникам: «Представьте себе, что вы ищете работу. Вы хотите, чтобы новая работа удовлетворяла вас с точки зрения как внешних, так и внутренних мотивов. Пе­речислите по три условия, как первых, так и вторых, при выпол­нении которых вы будете удовлетворены своей работой».

(например, хорошее начальство, хорошая зарплата и до­полнительные льготы, хорошо поставленная охрана труда)

(например, гибкий график работы, ответственная рабо­та, управление через постановку целей)

1. Какой из перечисленных ниже психологов, вероятнее все­го, мог бы утверждать, что «целое больше, чем сумма его частей»?

а) бихевиорист б)психоаналитик

г) приверженец гуманистической психологии

2. Какое направление психологии, занимается только на­блюдением и обсуждением поведения человека?

в) психоаналитическое направление

г) гуманистическое направление

3. Психолог сказал Алексею, что тому не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления при­держивается этот психолог?

в) психоаналитического направления

г) гуманистического направления

4. Чему уделил бы внимание гуманистический психолог?

а) организации психики

б) неосознаваемым побуждениям

в) способам поощрения

5. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек пере­рабатывает информацию?

б) когнитивной психологии в)психоанализу

г) гуманистической психологии

6. Кто из перечисленных ниже специалистов принимает и применяет на практике несколько направлений психо­логии?

а) психоаналитик б)бихевиорист

г) приверженец эклектического подхода

7. На каком этапе образования большинство психологов из­бирают одну из специальностей?

Источник

Гуманистическая психология и психотерапия

cover

Признавая достижения других направлений психологии и психотерапии, представители гуманистического направления справедливо считают, что и психоаналитические, и бихевиористические, и другие подходы как бы недостаточно доверяют самому человеку, навязывая ему определенные формы анализа и воздействия. В отличие от них представители гуманистической терапии видят главные резервы в личности самого человека, в изначально заложенных в ней силах добра, психического здоровья и стремлении к совершенствованию. Поэтому своей главной задачей «гуманисты» считают создание условий для раскрытия этих собственных резервов человеческой личности. Важно только раскрепостить эти тенденции и создать атмосферу защищенности и безопасности их естественного проявления. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов, соискателей и аспирантов, преподавателей гуманитарных вузов и факультетов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гуманистическая психология и психотерапия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО

в качестве учебного пособия

для студентов ВО направлений «Психологические науки»

Введение. Гуманистическая психология и психотерапия

Несколько психологических и соответствующих им психотерапевтических школ можно отнести к гуманистическому направлению.

Уже само название гуманистическая, то есть человеческая, как бы подчеркивает свое противопоставления другим психотерапевтическим направлениям. А разве другие психотерапевтические направления “не человеческие“, не направленные на то, чтобы помочь человеку справиться со своими психологическими проблемами?

Дело в том, что, признавая достижения других направлений психотерапии, представители гуманистического направления справедливо считают, что и психоаналитические, и бихевиористические подходы как бы недостаточно доверяют самому человеку, навязывая ему определенные формы анализа и воздействия. В отличие от них представители гуманистической психологии видят главные резервы в личности самого человека, в изначально заложенных в ней силах добра, психического здоровья и стремления к совершенствованию.

Если психоанализ направлен главным образом на работу с бессознательными мотивами поведения человека, то гуманистическая психология, уделяет основное внимание изучению сознательного опыта, а также целостного характера природы и поведения человека. Возникло это направление в США в 60-е гг. именно как «третья сила», которая намеревалась выйти за пределы дилеммы психоанализ-бихевиоризм.

Основные принципы гуманистической психологии и психотерапии (по материалам «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б.Д. Карвасарского, с комментариями и дополнениями):

1. подчеркивание роли сознательного опыта;

2. убеждение в целостном характере природы человека;

3. акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4. изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

«Корнями» гуманистической психологии считаются идеи Франца Бертрано и гештальтпсихологии, противопоставляющие элементаризму и механистичности экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1870-е гг) целостный (холистический) подход. Они считают неправильным изолированное изучение отдельных психических и психофизиологических процессов и функций, которые находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Как можно оценивать, например, внимание и память не учитывая мотивации и эмоционального состояния человека? Ну а главное, где же собственно человеческий фактор — ведь аналогичные физиологические процессы протекают и у животных?

Сюда можно добавить аргументированную критику бихевиоризма Освальдом Кюльпе, наглядно показавшим, что содержание сознания не может быть сведено к формуле Стимул-Реакция. Выдающийся американский философ и психолог Уильям Джеймс, который, хотя и относился с большим вниманием к психоанализу и бихевиоризму, настаивал на обращении к сознанию человека и учету целостного характера его психики.

Корни гуманистической психологии можно видеть и в работах таких представителей психоаналитического (а точнее — психодинамического) направления как Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрик Эриксон и Гордон Олпорт, которые в противовес Фрейду настаивали, что человек — существо, прежде всего — сознательное, со свободой воли, он способен формировать собственное Я. Говоря словами Гете «Человек — это не то, чем ты родился, а то, что ты из себя сделал».

На создание гуманистической психологии и психотерапии оказал влияние и Zeitgeist (Дух времени), послевоенный протест против тоталитаризма, а соответственно и против материализма и механицизма, рассматривавших человека как управляемую деталь в машине государства. Особенно этот протест выразился в экзистенциальном направлении гуманистической психологии.

«Гуманисты» (и особенно — экзистенциалисты) выступают против психологических схем, преувеличения роли тестов и диагнозов. Интересно, что в качестве убедительного аргумента они приводят ссылку именно на один из самых популярных тестов — 16-факторный анализ личности Кеттела. Если вывести только из него все возможные комбинации черт характера человека, то таких комбинаций окажется более трех триллионов, то есть — в 60 раз больше населения земного шара.

Надо сказать, многие гуманистические психологи не отрицают роли тестов и диагнозов, дающих определенную информацию к размышлению (а не к «приговору») и позволяющих психологам говорить на одном профессиональном языке, они лишь предупреждают об уникальности человека, которая не может быть учтена и точно охарактеризована ни одним тестом или диагнозом.

Механистическому взгляду на человека гуманистическая психология противопоставляет такие ценности как вера, возможность совершенствования человека, самореализацию личности, ориентацию на настоящий момент в жизни «здесь и теперь», гедонизм (стремление к чувственным удовольствиям как главному содержанию жизни), тенденцию к максимальному самораскрытию человека, к свободному выражению внутреннего мира и переживаний.

Основоположниками такого подхода, как и гуманистической психологии, в целом, в принято считать Абрахама Маслоу (1908–1970) и Карла Роджерса (1902–1987).

Своей главной задачей терапевты гуманистического направления видят не вмешательство, а создание условий для раскрытия собственных резервов человеческой личности. При этом они не считают, что непременно личность и общество находятся в конфликте. Напротив, по мнению “гуманистовв личности заложено стремление к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе, сотрудничестве.

Карл Роджерс пишет: «Человек может вести себя жестко, незрело, разрушительно под влиянием страха и защитных механизмов. Но мой опыт показывает, что в каждом есть добро. Важно только раскрепостить эти тенденции и создать атмосферу защищенности и безопасности их естественного проявления».

Можно сказать, что в современной психотерапии гуманистические подходы проникли даже в психоаналитическое и поведенческое направление. Однако к собственным — гуманистическим школам психотерапии можно отнести следующие: экзистенциальную психотерапию, дизайн-анализ, лого-терапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию, психоимажинативную терапию Шорра, эмпирическую психотерапию Витакера, эмпирическую психотерапию Гендлина, первичную терапию Янова, биоэнергетический анализ Лоуэна, структурную интеграфию Рольф, аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию, дзэн-психотерапию, психоделическую психотерапию и ряд других.

Говоря словами Франкла (Franlcl V. Е., 1966), „человек по своей сути стремится найти цель и осуществить свое предназначение в жизни“. Такой подход включает как трансперсональное, так и интраперсональное измерение. (Не путайте термины «интраперсональное» и «интерсперсональное». Первое касается проникновения во внутренний мир человека, а второе относится к межличностному взаимодействию (А.Р.)

«Интраперсональное» измерение относится к раскрытию человеческой индивидуальности, эмоционального состояния и их представительства в физическом теле; «трансперсональное» ориентировано на максимальную реалистичность восприятия и само восприятия, единство человека с окружающим миром, универсальный или космический план, в котором человек переживает переход границ его Я в универсальное сознание“ (Арендсен-Хейн, 1974).

Терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором, согласно Ролло Мэю (May R., 1958), „быть осведомленным о своем предназначении в мире в то же самое время означает быть предназначенным для этого “.

Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, подлинность и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека при отсутствии или нарушении его целостности.

Патология понимается как уменьшение возможностей для самовыражения, как результат блокирования, подавления внутренних переживаний или потери соответствия им. Невротическая личность рассматривается как страдающая от подавления и фрагментации, а невроз — как основной, универсальный, приводящий к отчаянию результат отчуждения индивидуума от себя, своего общества (или мира).

По Маслоу: «патология — это ослабление человека, потеря или пока еще неосуществленность человеческих возможностей». Болезнь, включающая все обычные психиатрические понятия, и здоровье располагаются на континууме между тем, кем человек стремится быть — кем он реально может стать.

При рассмотрении терапевтического процесса (процесса изменений) интеллектуальные знания и инсайт заменяются эмоциями и переживаниями, акцент на “там и тогда“ отдаленного прошлого переносится на “здесь и теперь“ непосредственного настоящего.

Переживание (как приобретение опыта) является скорее чувственным, чем познавательным или вербальным процессом, происходящим в непосредственном настоящем, являющимся субъективным и незаметным (для окружающих), а также безоговорочно значимым (хотя позднее необязательно остается таковым) и служащим средством для концептуализации.

Согласно Гендлину, „терапевтические изменения являются результатом процесса, в котором несомненно значение осведомленности, интенсивного чувствования, точно направленного и измененного, даже без словесного выражения“.

Терапевтические изменения через переживания обычно происходят с помощью реальных, конгруэнтных межличностных взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом. Например, основу клиент-центрированной психотерапии Роджерса составляет позитивная вера в то, что каждый организм имеет врожденную тенденцию к развитию своих оптимальных способностей, когда он находится в оптимальной среде.

Психотерапевтические встречи действуют через сам факт их новизны. Во время их проведения психотерапевт служит катализатором, с помощью которого клиент реализует свои латентные и лучшие способности для саморазвития.

Хотя в понимании природы терапевтических взаимоотношений могут быть различия, реальный “здесь и теперь“ терапевтический диалог или встречи психотерапевта и пациента являются обязательным условием для многих школ этого направления.

Важнейшее значение приобретают пробуждающие чувства человеческие взаимоотношения, при которых каждый человек пытается искренне общаться с другими людьми как вербально, так и невербально. Терапевтический союз не является отношениями врача и пациента (как в динамической психотерапии) или учителя и студента (как в поведенческой психотерапии), а представляет собой отношения одного человеческого существа к другому.

Роджерс (1955) писал: “Я вступаю во взаимоотношения не как ученый, не как врач, который может точно определить диагноз и лечение, но как личность, вступающая в личные взаимоотношения“.

В связи с этим «гуманистов» нередко критикуют за недостаточную определенность самих методов психотерапии. Цель всех технических приемов гуманистической психоте может быть сформулирована как стремление к проникновению в феноменологический мир пациента. (Феноменология — наука, которая отдает приоритет изучению феноменов над теориями, которые мешают непредвзятому восприятию реальности А.Р.).

В отличие от психотерапевта динамического направления, психотерапевта гуманист» не касается прошлого пациента, его диагноза, не стремится к инсайту, интерпретации, не рассматривает чередование переноса и контрпереноса, не указывает целей, не является директивным или конфронтирующим, навязывающим свое мнение пациенту в форме наставлений или решающих проблему предпочтений.

Психотерапевты школы Роджерса и классического экзистенциализма имеют, по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом.

Другие школы в гуманистическом направлении в психотерапии часто невербальны в своем подходе (например, гештальт-терапия) так как считают, что клиенты на вербальном уровне склоны как раз уходить от истинной проблемы в сверхинтеллектуализацию, которая сама может стать частью проблемы клиента, мешая непосредственному выражению переживаний.

В гуманистическом направлении в психотерапии делается также попытка объединить ум, тело и душу путем фокусировки на духовном измерении, что осуществляется в основном методами медитации. Считается, что состояние конечного глубокого отдыха позволяет выходить за пределы мира индивидуального Я.

В большинстве методов тренировки воли и внимания центральной задачей является сосредоточенность на специальном произнесении слов или мантр, что, например, служит основанием для возникновения состояния без Я или трансцендентального состояния, не сосредоточенного на Я.

В гуманистическом направлении в психотерапии может быть выделено 3 основных подхода:

1. Философский подход, который использует экзистенциальные принципы: изучение и коррекцию отношений клиента к высшим ценностям (жизни и смерти, любви и справедливости и др.). Здесь акцент делается на вербальную (клиентцентрированная терапия и логотерапия) психотерапию. Используются (в контексте философской терапии) отдельные приемы психодрамы, логодрамы, гештальт-терапии.

2. Соматический подход, который основывается на применении невербальных методов, ведущих к интеграции Я посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (например, гештальт-терапия), и/или физических, двигательных методов интенсивного отреагирования и эмоционального “наводнения“, в которых акцент делается на телесном стимулировании и высвобождении чувств (например, элементы «чувственного осознания» из гештальт-терапии и психосинтеза Ассаджиоли, биоэнергетический анализ Александра Лоуэна, первичная терапия Артура Янова и пр.).

3. Духовный подход, в центре которого конечное утверждение Я как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации (например, психосинтез).

Согласно Карасу (1977), гуманистическое направление в психотерапии характеризуется следующими основными категориями:

концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального отчаяния как следствия расщепления Я, возможности реалистической самооценки и т. п.);

здоровье (связано с реализацией потенциала — развитием индивидуального Я, достижением подлинности, непосредственности);

желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение ощущений или чувств в данный момент);

временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте),

лечение (кратковременное и интенсивное);

задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия, способствующего самовыражению — от соматического до духовного);

основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным участием в диалоге, проведение экспериментов, игр, инсценировок или “разыгрывание“ чувств);

лечебная модель (экзистенциальная диада равных людей или “Взрослый — Взрослый “, т. е. человеческий союз);

— характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в отличие, например, от признания существования переноса в динамическом направлении, и представляет первостепенную важность);

позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая, он выступает во взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).

(цит. по «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б.Г.Карвасарского).

Прежде чем перейти непосредственно к гуманистической психологии важно рассмотреть гештальтпсихологию и гештальт-терапию, которую многие считают началом гуманистической терапии, так как именно она подчеркнула важность целостного восприятия человека и его проблем.

Источник

Значение идей гуманистической психологии для современной психологии

Значение идей гуманистической психологии для современной психологии

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром

Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида

Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия

Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.

9d71cc8665d167baf54a09e8feec231c

Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

d546d1317f82279d5d6dbf01680e6dbe 10f28c0f804fc5181fee60804ef6a01a ac10d64e8fdd9bf2428deebf5f6222fc 7c4786fe1690d08f3791949265d580e2 20d2d04b4f84b74dda347595e111fb8a fd8105319cf6a760731dfadbdf443cb6 d28980f32cf1ead6930314e2f1ff05b7 43121b0e8ff080b94b6d5768eadfa0f6 d5eb74d22db5035f296e1e871fe9fdc0 831b5741121e93bfaf81258676c372a2

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Практическое применение гуманистической психологии

Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Не директивная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другой важной областью практического приложения Гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах не директивного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения Гуманистическая психология является социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К

Роджерс. Успехи Гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Гуманистической психологии, которая основана на идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Литература

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.

Базовые принципы

Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

Принципы светского гуманизма

Пол Куртц — автор манифеста светского гуманизма

Вместе с тем, согласно «Декларации светского гуманизма», десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Джордж Якоб Холиок придумал термин «Секуляризм» в 1851 году

Светский гуманизм и атеизм

Несмотря на то, что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью

Более важной для них является идея прав человека (п. 3 декларации светского гуманизма), в том числе свобода вероисповедания

Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам и верованиям. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования.

0f2ba9f3033a3e54eaf2477d8e0a0bd4 397569b7dc8b676fbc5d912823629e36 2c50698ed5a8da961d7f502c81468336 3e9ca01f5fc1f51941c5ffe5eee3d3e1 1307ac17613616bce266d707383d501d 6987aa17c35e81832dc11dba27c1fd05 64766e8723668890b05188b6c78daaaa 842c6c4e4dd27d23fb7d156d4dd8cf45 a05d1a5a7a8709c0a2bfca53a559edf1 ff3b3b4e38d11640c31f06f361a31582

Что такое гуманизм и человечность?

Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям

Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида

Гуманизм в философии

Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

c3de5ea9f7f23787fe5580608e328df0

Свежие записи

Методологическая платформа гуманистического направления в психологии

Общая методологическая платформа Гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).

Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основные методологические принципы и положения Гуманистической психологии сводятся к следующему: человек целостен и должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Роль психологии в жизни человека

… всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но … / – сайт об экзистенциальной и гуманистической психологии) 1Петухов В. В., Столин В. В. Психология, М.: МГУ, 1989 2Петухов … в связи со структурой организации взаимодействия между клиентом и психотерапевтом. Высказывают и парадоксальный взгляд на …

ГУМАНИЗМ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ: ОБЩАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ

ГУМАНИЗМ — ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ (ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)

I. Теория гуманизма.

1. Гуманистика как междисциплинарная область научного знания. 2. Гуманизм: система ценностей, мировоззрение, образ жизни. 3. Современные гуманистические концепции. 4. Общие принципы гуманистического мировоззрения и образа жизни. 5. Мировое гуманистическое движение в ХХ в.

II. История гуманизма

1. Гуманизм в древней Греции. 2. Древнекитайский гуманизм. 3. Византийский гуманизм. 4. Гуманизм арабского Возрождения. 5. Гуманизм европейского Возрождения. 6. Традиции гуманизма Нового Времени. 7. Гуманизм в России. 8. Мировой гуманизм в ХIХ в. 9. Судьбы гуманизма в ХХ в.

III. Гуманизм и свободомыслие в России.

1. Особенности свободомыслия и гуманизма в России. 2. Формы проявления и основные представители российского гуманизма. 3. Гуманизм и свободомыслие в современной России.

699282c0db61c7484c8a4d07ee238cdb 9cd11cc13b484ef872d61b9a0a5619a6 cefe78fbd94de14d9756a746d82f0969 9d910511e098a4bab0cd393305cf483a 81dccb556829116bb5fd646880b347bc 0c9ff9dd748ed532a79160eb0cb3cd07 04bdbfb9794aedc3a08367afd5e80ac0 8b85061ccd3aa32adae96eb3b0367824 f9caf7449ec5cff8d03aea23559c536e daeae370fc34b8f0ec4706f3c66b5139

IV. Эволюция гуманизма как идеи и социальной реальности.

1. Объективные предпосылки гуманизма в примитивных обществах. 2. Формирование экономико-политических и правовых основ гуманизма в античной культуре. 3. Средневековье и гуманизм. 4. Гуманизм, прогресс свободы и демократии в Новое и новейшее время. 5. Гуманизм и современность. 6. История и перспективы гуманизма в России.

V. Гуманизм и проблемы происхождения человека.

1. Философские и религиозные сценарии происхождения человека. 2. Идея реинкарнации, оккультные и иные паранаучные интерпретации происхождения человека. 3. Научные концепции генезиса человека. 4. Человек. эксобиология и эксоэволюция. 5. Перспективы человека как феномена космоэволюционного процесса.

VI. Гуманизм и космизм.

1. Человек и космос.2. Современные теории космизма. 3. Антропный и сверхантропный принцип. 4. Идея ноосферы и автотрофного существования человека.

VII. Гуманизм как этика человечности.

1. Человечность в структуре человеческих качеств. 2. Этическое измерение разума. 3. Нравственная коллизия и роль разума в этическом познании. 4. Основные добродетели этики человечности. 5. Этика гуманизма в системе учений о нравственности.

VIII. Гуманистическая психология.

1. «Третья сила» в современной психологии. 2. Основные представители гуманистической психологии. 3. Гуманистическая психология личности. 4. Гуманистическая психотерапия. 5. Идеалы гуманистической психологии.

IХ. Гуманизм, творчество, самосовершенствование.

1. Личность и гуманизм. 2. Статус гуманизма как мировоззрения во внутреннем мире личности. 3. Гуманизм и проблема смысла. 4. Особенности гуманистического творчества. 5. Гуманистические ресурсы самосозидания человека.

Х. Гуманизм и экономика.

1. Человеческое измерение экономики.2. Проблемы гуманизации экономических отношений. 3. Возможна ли экономика с человеческим лицом?

ХI. Гуманизм и право

1. Право как гуманистическая ценность. 2. Право в системе гуманистических ценностей. 3. Историко-культурные условия гуманизации права. 4. Гуманистические аспекты либерального и социалистического правопонимания. 5. Юридическая ответственность в свете гуманизма. Проблема смертной казни. 6. Права человека, международный правопорядок и гуманизм. 7. Нравственно-прововой смысл войны. (Раздел подготовлен В.Н.Жуковым.)

XII. Гуманизм и политика

1. Общечеловеческие ценности политики. 2. Метаполитический статус гуманистического мировоззрения. 3. Задачи и роль гуманизма в политической жизни общества. 4. Возможен ли гуманизм как политическая идеология?

82398bbd1639f37d9ab8d4a144e87dc5 c53bf507265d5f4ad7e648bc07f3c3fd 9d73195da3d8ae41d476bb00f689f49e a0ec6310af4bb67e8b4250c823107b2f 184bceaefb98d3857e11932f97fdf433 d13deb822f2118218927bbaac2c57fb6 fad51a0a9548aec2c1b6577ab66480b1 02eb1127a74bc111da46054b0d95574f

ХIII. Гуманизм и глобальные проблемы современности.

1. Экогуманизм: основные принципы и идеалы. 2. Гуманизм как инструмент сохранения международной безопасности. 3. Гуманизм, национализм, патриотизм, космополитизм. 4. Гуманизм и глобальное сознание человечества. 5. Проблема прав человека и социальной справедливости.

ХIV. Основы гуманистической педагогики

1.Гуманизм – глубинная основа педагогического процесса. 2.Проблема самоопределения и мировоззренческого выбора в школе. 3.Светские ценности и научное мировоззрение как содержание образования и воспитания. 4.Свобода совести в школе: моральные и юридические проблемы.

XV. Философия и антропология гуманизма

1. Существование и гуманистическая сущность человека.2. Идея физического, психического, нравственного, интеллектуального, мировоззенческого, экологического и социального здоровья.3. Гуманистические ценности.4. Межсубстанциальные коммуникации. 5. Человек-субстанция: возможен ли творческий прорыв?

Лекция 5. Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В ее рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью

Психология гуманности уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, по существу, не ограничивают его свободный ценностный выбор и направление развития

етаценности и метапотребности (вершинные ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. На огромном эмпирическом материале было доказано, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь избрать ей такой путь развития, на котором эти ценности и потребности смогут сформироваться и быть реализуемыми

Особую важность и уникальность приобретает в этой связи экзистенциальный (жизненный и осмысленный) опыт каждого индивида

Психология человечности помогает решить проблемы «экзистенциального вакуума» и смысла жизни человека. В рамках экзистенциально-гуманистической психологии разработана система понятий и принципов, которые доказали свою практическую эффективность как в психотерапии, так в уяснении сущности человеческой психики и поведения индивида.

Поиски ответов на фундаментальные вопросы человеческого существования сблизили гуманистическую психологию с экзистенциальной философией, прагматическим натурализмом, гуманистической этикой и философской антропологией. Гуманистическая психология – важная составная часть теории и мировоззрения современного гуманизма.

Основные принципы гуманистической психологии можно свести к следующим положениям.

1. Каждый человек реально живет только в настоящем моменте (здесь-и-теперь), и именно этот момент, включающий в себя прошлое-в-настящем и будущее-в-настоящем существенно важен для него. Разъясним эти, на первый взгляд, сложные понятия: «прошлое-в-настоящем» и «будущее-в-настоящем» отражают тот простой факт, что и прошлое, и будущее даны человеку только в настоящем, единственно реальном времени его объективного существования. Но в более точном смысле настоящее экстериоризированного (выражаемого во вне, внешним образом) человеческого и социально-исторического времени представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, поскольку практически все окружающее заключает в себе и свое, хотя и не стопроцентное прошлое и свое, также не стопроцентное будущее. Во внутреннем мире человека бытует субъективное или экзистенциальное время, в котором связь времен оказывается еще более сложной. Однако очевидно, что наша память и воображение имеют прямое отношение соответственно к прошлому и будущему

2. Человек свободен по-своему чувствовать, переживать, воспринимать жизнь, и потому он ответственен за свои поступки.

2046bb5fbeb900a17e476df9f52cc173 6a1700183f7a8a8a661146595d4d6071 8367e1bb541276abc2df49385bafe627 3b5ec9ef399cb762712923515dd7f159 62e83f1dc21a67fe5d7078aa010ca666 1449cde2b2d47a7f74c9486a39b03eea 5152d43326d69719ae4d51fa5feb0170 1bcd1dee36dea9cef9acae3a90f7a29c 596801f1c0ffd2c23ff3dd6481689b0d

3. Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, поскольку ее сущностной чертой является не только то, что делает человек, но и то, как он это делает. Человек – это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т.е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

4. Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

5. Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, – это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания – по крайней мере как урок, который нам, возможно, дорого стоил, но который предохраняет нас от многих ошибок в настоящем и будущем.

1. Почему гуманистическая психология предполагает достаточно высокий уровень образованности индивида, в том числе и в области философии?2. Каковы основные принципы психологии гуманизма?

Вопросы для размышления

Не являются ли требования, предъявляемые психологией гуманизма к индивиду слишком завышенными и потому делающими ее нереалистической?Не являются ли акценты гуманистической психологии на становление и процесс, а не на сущность и качественное постоянство не более, чем отражением общемировой нестабильности, в которой пребывает сегодня человечество?

Основные принципы гуманистической психологии

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Такими принципами являются:

Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

… гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую …

Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector